karga_golan (karga_golan) wrote in culture_il,
karga_golan
karga_golan
culture_il

Categories:

«Кармен» — непревзойденный шедевр. С 13 по 28 июля в Израильской Опере



Постановкой оперы «Кармен» — шедевра оперного искусства — завершается сезон 2017/ 2018 гг.. в Израильской Опере. С 13 по 28 июля в Оперном Театре имени Шломо Лахата (Тель-Авив).
«Кармен» — вершина оперного творчества, опера всех опер, глубокий чувственный спектакль о темной стороне любви: о ревности, ярости, непокорности и насилии.
Режиссура и сценография основана на спектакле великого Франко Дзеффирелли для Метрополитен-Опера в Нью-Йорке (адаптация для Израильской Оперы режиссера Гади Шехтера). Более 200 участников: солисты танцоры, музыканты, хор и актеры.
Под руководством американского дирижера Карен Каменсек.
В роли Кармен — израильтянка, меццо-сопрано Наама Гольдман, исполняющая эту партию на лучших сценах мира после ее памятного триумфального дебюта на Масаде в 2012 году, и россиянка Елена Максимова, солистка
Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и «Мариинского» в Санкт-Петербурге, исполнявшая недавно партию Кармен в Королевской Опере «Ковент-Гарден» в Лондоне.

Еще в 2010-м году в парке Яркон в Тель-Авиве была показана опера под открытом небом – «Кармен», также базировавшаяся на постановке Франко Дзеффирелли для Метрополитен-Опера в Нью-Йорке. Потом «Кармен» звучала на Масаде. Название «Кармен» вообще не сходит с израильских сцен – эта опера, эта музыка, это сюжет повторяется вновь и вновь. Вновь и вновь к нему обращаются режиссеры, хореографы, дирижеры, кинематографисты.

«История Кармен очень востребована и противоречива. Каждый влюбляется в нее, и каждый хочет, чтобы она была поставлена именно им. Она завораживает, потому что это непревзойденный шедевр» — говорил Франко Дзеффирелли. В этом — 2018 году — Франко Дзеффирелли исполнилось 95 лет. В Италии — на родине маэстро, и в других странах проходят культурные события по поводу юбилея прославленного режиссера. Именно в Италии, на оперном фестивале в Вероне еще в 1995 году Дзеффирелли впервые показал свою «Кармен», возможно, не представляя, какой она будет иметь успех. Как и сам Бизе не мог представить, какой неслыханный успех будет иметь его опера «Кармен», сотканная из множества популярнейших поныне мелодий, известных  (как Хабанера и куплеты Тореадора) до такой степени, что часто зрители, пришедшие на спектакль, напевают их вплоть до финала оперы. Оперы, главной героиней которой стала фаталистка, цыганка, преступница и авантюристка. Зрители, присутствовавшие на премьере и на первых постановках «Кармен» в конце 19 века не поняли и не могли принять оперу, в которой отстаивалось то, что они считали неприличным.

Фото: Йоси Цвекер

Перу Жоржа Бизе принадлежит несколько опер: «Искатели жемчуга», «Пертская красавица», «Джамиле»; музыка к драме Альфонса Доде «Арлезианка», оркестровая музыка. Но самой замечательной и знаменитой стала «Кармен», написанная в 1874 году. Под влиянием произведений итальянских веристов, Жорж Бизе написал народную драму, где настолько отошел от традиций французской оперы, что вызвал шок и негодование у парижской публики.

Премьера оперы состоялась 3 марта 1875-го года в парижском театре «Опера-Комик». Опера провалилась — ханжескую публику шокировал сюжет о строптивой цыганке, исповедовавшей свободу в жизни и в любви. Но шквал отрицательных рецензий подогрел интерес зрителей к «Кармен». Только на сцене парижской «Опера-Комик»  и только в премьерный сезон прошло не менее пятидесяти спектаклей. Но любовная история с кровавым концом вызвала немалое замешательство. И, хотя, затем в Париже оперу долго не ставили, она шла в других городах Франции и особенно стала популярна в Европе, в России и в Америке. В несколько переработанном виде опера вновь появилась на театральных подмостках Парижа в 1883 году в редакции композитора Эрнеста Гиро. Тот факт, что «Кармен» получила мировое признание, заставил французов снова заинтересоваться ею. Эрнест Гиро заменил все разговорные диалоги в партитуре Бизе речитативами, и украсил финал оперы яркими хореографическими сценами. В данном варианте «Кармен» прошла с настоящим триумфом. А через 21 год столица Франции увидела юбилейное, тысячное представление «Кармен».

Бизе умер ровно 3 месяца спустя после скандальной премьеры оперы. Но вкусы публики изменились и «Кармен» стала величайшей классической оперой. Чайковский назвал «Кармен» истинным шедевром и предрек опере феноменальный успех и всемирную славу, написав: «Опера Бизе — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире…» Так оно и вышло. Эти слова оказались пророческими.

Бизе начал работать над оперой «Кармен» в 1874 году. Сюжет ее заимствован из одноименной новеллы французского писателя Проспера Мериме (1803-1870), написанной в 1845 году. Содержание новеллы претерпело в опере существенные изменения. Литераторы А. Мельяк и Л. Галеви разработали либретто, сделав его более драматическим. Удивительно, но Жорж Бизе никогда не был в Испании. Поэтому он переделывал народные мелодии, придавая им желаемый испанский колорит.

Опера была обозначена композитором как комическая. Да и первое представление состоялась в «Опера-Комик». По традициям французского театра, все произведения, главными героями которых являются простые люди, причисляли к жанру комедии. Именно по этой причине в опере чередовались музыкальные номера с разговорными диалогами — по такой схеме строились все комические оперы во Франции.

Одному из директоров театра «Опера-Комик» пришлось оставить свою должность из-за этого произведения. Адольф де Левен считал, что в таком жанре, как комическая опера, категорически не должно быть убийства, тем более такого страшного и изощренного. По его мнению, насилие абсолютно не укладывается в нормы приличного общества. Он всячески пытался убедить в этом авторов, неоднократно приглашал к себе на беседу либреттистов, уговаривая их сделать характер Кармен помягче и изменить финал. Последнее требовалось для того, чтобы зрители уходили из театра в прекрасном настроении. Однако согласия они так и не дали. Создавая либретто, авторы понимали, что оно многим не понравится. И догадки подтвердились – певцы напрочь отказывались участвовать в этом спектакле.

Страсть, fatum, рок, бесстыдная, невинная, жестокая любовь, чувственность, искренность, трагедия, коррида, смерть и музыка, мелодии  которой нельзя не знать.

Немногие оперы 19 века могут сравниться с этой: мир музыки был бы не полон без «Кармен», а Бизе достаточно было бы написать только эту оперу, чтобы стать Бизе. И музыка его прекрасна настолько, что сегодня после «Кармен» все уходя из театра в прекрасном настроении.

******

В постановке примут участие лучшие израильские певцы, а также всемирно известные вокалисты из других стран. Поочередно с Наамой Гольдман роль Кармен исполнит российская меццо-сопрано Елена Максимова. Густаво Порта и Нажмиддин Мавлянов исполнят роль дона Хосе. В роли тореадора Эскамильо по очереди выйдут баритоны Дарио Солари и Дэвид Бижич. Роль Микаэлы представят сопрано — Хила Баджио и Алла Василевицкая. В постановке участвуют так же: Шири Хершкович, Тали Кауфман, Шай Блох, Майя Бакштански, Гай Манхейм, Одед Райх, Яир Полищук, Владимир Браун, Ной Брейгер, Габриэль Любенхайм, Йосеф Аридан и другие исполнители.

Наама Гольдман ярко заявила о себе в июне 2012 года, когда она вышла на сцену в постановке «Кармен» на Масаде, заменив приглашенных известных зарубежных певиц, которые не смогли принять участие в спектакле. Наама тогда была молодой солисткой в программе-студии  израильских оперных певцов. Выйдя на сцену перед тысячной аудиторией, она покорила публику. С тех пор  Наама Гольдман исполнила роль Кармен в оперных театрах по всему миру, и появится на сцене Израильской Оперы после гастролей в Италии и Англии.

Российская меццо-сопрано Елена Максимова, живущая в Цюрихе,  впервые будет выступать на сцене Израильской Оперы. Максимова поет Кармен и другие роли в ведущих оперных театрах мира, в том числе в Метрополитен-Опера, Венской опере и в «Ковент-Гарден».

Американская, талантливая и энергичная,  дирижер Карен Каменсек дирижировала во многих оперных театрах мира, в том числе в Берлине, Франкфурте, Мельбурне, Копенгагене, Сан-Диего, Сан-Франциско, Вене, в Английской национальной опере и многих других. Она также регулярно дирижирует многими симфоническими оркестрами и является музыкальным  директором оперы в Ганновере, после того, как занимала эту должность в опере во Фрайбурге. Это ее первое выступление в Израильской Опере.

Её родители – словенцы, эмигрировавшие в США. Дочь родилась в Чикаго, росла в южной Индиане. Мать – музыкант: дирижер и флейтистка. Карен играет на фортепиано, скрипке и дирижирует. Она успела поработать в Метрополитен-Опера, в Нью-Йорк Сити Опера, а затем осела в Германии, работая с различными оперными театрами этой страны. В ее репертуаре – более пятидесяти опер.

******

В постановке примут участие лучшие израильские певцы, а также всемирно известные вокалисты из других стран. Густаво Порта в очередь с Нажмиддином Мавляновым исполнят партию дона Хосе. В роли тореадора Эскамильо выйдут баритоны Дарио Солари и Дэвид Бижич. Микаэлу представят сопрано Хила Баджио и Алла Василевицкая. В постановке также участвуют Шири Хершкович, Тали Кауфман, Шай Блох, Майя Бакштански, Гай Манхейм, Одед Райх, Яир Полищук, Владимир Браун, Ноах Бригер, Габриэль Любенхайм, Йосеф Аридан и другие исполнители.

Наама Гольдман ярко заявила о себе в июне 2012 года, когда она вышла на сцену в постановке «Кармен» на Масаде, заменив приглашенных известных зарубежных певиц, которые не смогли принять участие в спектакле. Наама тогда была солисткой молодежной студии при Израильской опере. Она покорила публику. С тех пор Гольдман исполняла роль Кармен по всему миру. Она появится на сцене Израильской оперы после гастролей в Италии и Англии.

Российская меццо-сопрано Елена Максимова, живущая ныне в Цюрихе, впервые будет выступать на сцене Израильской оперы. Максимова поет Кармен и другие главные партии в ведущих оперных театрах мира, в том числе в «Метрополитен-Опера», Венской опере и в лондонском «Ковент-Гарден».

Карен Каменсек — талантливая и энергичная американка — дирижировала во многих оперных театрах мира, в том числе в Берлине, Франкфурте, Мельбурне, Копенгагене, Сан-Диего, Сан-Франциско, Вене, в Английской национальной опере. Она является музыкальным директором театра в Ганновере, а до того занимала такую же должность во Фрайбургской опере. Каменсек регулярно выступает и во главе многих симфонических оркестров. Это ее первое появление в Израильской опере.

Она родилась в Чикаго, росла в южной Индиане. Ее родители – словенцы, эмигрировавшие в США. Мать – музыкант, дирижер и флейтистка. Сама Карен играет на фортепиано и скрипке. Она успела поработать в «Метрополитен-Опера», в «Нью-Йорк Сити Опера», а затем осела в Германии. В ее репертуаре – более пятидесяти опер.

Жорж Бизе. «Кармен»

Время действия: около 1820 года. Место действия: Севилья и ее окрестности.
Премьера – Париж, 1875 год.

Дирижер: Карен Каменсек
Постановка: Франко Дзеффирелли
Режиссер адаптированной версии: Гади Шехтер
Костюмы: Анна Анни
Свет: Эяль Леви
Хореография: Нета Шезаф
Постановка боев: Барак Гонен

Хор Израильской оперы (хормейстер – Эйтан Шмайсер)

Симфонический оркестр Ришон ле-Циона
С 13 по 28 июля 2018 года

Билеты в кассе Израильской оперы 03-6927777 или в кассе «Браво»: https://bestbravo.co.il/announce/56935

Текст подготовила Маша Хинич. Фото: Йоси Цвекер (предоставлены пресс-отделом Израильской Оперы). Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments