karga_golan (karga_golan) wrote in culture_il,
karga_golan
karga_golan
culture_il

История польских евреев не будет забыта

На днях в Тель-Авиве состоялась церемония учреждения Общества друзей музея еврейской истории в Польше. Сам музей, согласно плану, должен открыться в 2012 году в Варшаве. Это будет самый большой еврейский музей Европы. Кроме того, он будет и самым оснащенным современной компьютерной техникой, по сравнению с другими музеями.
Новый комплекс разместится на территории размером 4 тысячи квадратных метров и будет представлять собой 8 мультимедийных галерей, которые ознакомят посетителей с богатой, самобытной тысячелетней историей польских евреев и трагедией, постигшей крупнейшую еврейскую общину Европы во время Холокоста.

Для увеличения нажми на меня!
Здание будущего музея в Варшаве

 

Несмотря на то, что музей откроется только через два года, он вот уже четыре года ведет исследовательскую и просветительскую работу в Израиле и Польше. Совместная деятельность ведется с министерством просвещения Израиля, муниципалитетом Тель-Авива, Тель-Авивским и Еврейским университетами, школами в Рамат-Гане, Раанане и Ход ха-Шароне. Стоимость создания музея – 60 миллионов долларов. Эти средства предоставили правительство Польши и муниципалитет Варшавы. Добровольческие общества также вносят лепту в создание музея – ими собрано уже 15 миллионов долларов. На собранные средства будут открыты постоянно действующие выставки.

Во время мероприятий посвященных открытию музея а Варшаве, состоялась и встреча международного исследователей с сотрудниками музея "Яд ва-Шем". Ныне не так просто создавать новые экспозиции, посвященные памяти евреев, погибших в Шоа. В новом музее будет открыта галерея, которая займет около 20% площади музея. Йеудит Инбар, директор музея "Яд-ва-Шем" отозвалась с большой теплотой о работе сотрудников варшавского музея, и это фактически означает, что проект получил одобрение на высшем профессиональном уровне.

Как они жили, наши соплеменники в Польше? Почему только сейчас эта страна пришла к мысли о необходимости музея еврейской истории? С этими и другими вопросами я пришла на встречу с израильским координатором проекта Нили Амит.
- Идея создания подобного музея в Варшаве была озвучена очень давно, но всегда находились возражения – мол, разве недостаточно всемирно известного мемориального комплекса на территории бывшего концентрационного лагеря Освенцим? Перелом произошел в 2005 году. Тогда правительство Польши подписало с муниципалитетом Варшавы соглашение о создании еврейского музея. На торжественной церемонии от израильской стороны выступал главный раввин Израиля Меир Лау. Он сказал, в частности: "Мы должны рассказывать детям не только о том, как евреи умирали в Польше, но и о том, как они здесь жили". С тех пор идет большая работа по поиску материалов о жизни польских евреев. Одновременно появились проекты, призванные рассказать сегодняшнему и следующим поколениям о том, что относительно недавно именно в Польше находилась крупнейшая еврейская община Европы, и о том, что с ней произошло.

- Кто из польских руководителей вас поддерживает?
- Нам очень помогал покойный президент Лех Качиньский. Нынешнее руководство тоже считает задачу создания музея одной из самых важных. Мы встречаемся с представителями местных властей, с общественными организациями, и все наши собеседники сходятся в том, что молодым людям необходимо рассказывать об истории евреев Польши. Так они будут учиться толерантности.

- А рядовые поляки знают о том, что часть современных районов Варшавы и других городов находятся на территориях, где раннее размещались еврейские кварталы?
- Некоторые понятия не имеют об этом, и нам было трудно начинать свои просветительские проекты. Теперь мы приходим в школы и обращаемся к старшеклассникам с рассказом о том, что в Польше веками жили не только поляки. Они слушают с интересом.

- Есть какие-то особые достижения, которыми вы гордитесь?
- Мы попросили детей помочь нам с созданием блогов в Интернете, чтобы разместить на них биографии людей, переживших Шоа. Начали с блога 96-летней гражданки Польши Ирены Сандлеровой, пережившей Освенцим. Дети, которые строили блог, очень гордились тем, что выполняют такую важную работу.

"Я открывал для себя исчезнувший мир"

Польская делегация участников семинара выглядела весьма представительно. Но мне показалось особенно интересным пообщаться с молодым человеком, который оказывает помощь еврейским проектам на добровольных началах. Это 22-летний Станислав Арендарски.

Для увеличения нажми на меня!
Станислав Арендарски

- Как получилось, что ты заинтересовался Израилем?
- Интерес к Израилю мне передали родители. Мне было десять лет, когда они впервые привезли меня сюда и показали страну. Мы объездили ее вместе вдоль и поперек, много бродили по Иерусалиму. Меня поразила история этого города, все казалось захватывающим. Вернувшись домой, я испытал потребность побольше узнать о евреях. Мои родители поддерживали отношения с теми немногими еврейскими семьями, которые оставались в Варшаве. Большинство из них покинули позже страну и перебрались в Израиль, но моя семья сохраняла связи с ними. В старших классах я стал интересоваться еврейской историей, традициями, читать книги на эти темы и постепенно дошел до книг, описывающих жизнь польских евреев до Второй мировой войны. Чем больше я читал и узнавал, тем больше удивлялся. Это была совершенно другая культура, отличавшаяся от той, в которой росли мои ровесники и даже, может, мои родители. Нация внутри нации, целый мир с многовековым укладом, мир закрытый и гармоничный... Чем больше я задумывался о судьбах польских евреев, тем больше обнаруживал вокруг себя странные объекты, которые явно не принадлежали к нашей основной культуре. Наоборот, они были свидетельством этой исчезнувшей цивилизации. Я обнаруживал трагические символы истории. Однажды заметил, к примеру, что пожарная станция имеет очень странный, не совсем подходящий для такого заведения вид. Приглядевшись внимательнее, убедился в том, что это совсем не пожарка, а бывшая синагога. Потом мне попалось на глаза странного вида здание фабрики, и опять это было явно не производственное здание. Таких ситуаций было множество. Я по-новому открывал для себя свой город, и меня захватил этот процесс- процесс открытия потерянного мира, о котором ничего не знали многие мои приятели.

- Как друзья реагировали на твое увлечение?
- Кто-то пожимал плечами, но многие слушали с интересом. Молодые поляки готовы перелистать самые трагические страницы нашей истории. Они уже не только не отстраняются от того, что случилось на нашей земле шестьдесят лет назад, но хотят знать и глубже: что происходило здесь давным-давно. Через какое-то время у меня появились единомышленники. Некоторым, так же, как и мне, интересно было открывать еврейскую культуру Польши. Однажды мой друг, тоже поляк, удивил меня, сообщив то, чего я не знал. Оказывается, в тридцатые годы евреи Варшавы открыли свою небольшую киностудию и снимали фильмы, посвященные еврейской жизни. Некоторые из этих фильмов уцелели. Я добрался до книг Башевиса Зингера, единственного писателя - лауреата Нобелевской премии, который писал на идише. Конечно, я читал его в переводе на польский, но после того как прочитал, мне захотелось изучить идиш.

- Неужели это возможно - учить идиш в современной Польше, да еще нееврею?
- Представьте себе, возможно. И я такой был не один. Оказалось, существует кружок по изучению идиша, и я записался туда. Потом взялся за ивритскую литературу и с удовольствием перечитал все, что выходило у нас. После этого мне захотелось выучить и иврит.

- Как относились к происходящему твои родители?
- Очень положительно. Мои родители - люди открытые, они всегда поддерживали меня в моем увлечении. Мой отец работает в торгово-промышленной палате, мама занимается социоаналитикой. От них я научился уважению к другим национальностям, в том числе, пониманию того, насколько важна для истории и культуры нашей страны еврейская тема. Моя сестра, кстати, разделяет мои увлечения. Она училась в школе, основной принцип которой - многокультурность. Когда я в очередной раз решил поехать в Израиль, она попросила, чтобы я взял ее с собой. Таких семей, как моя, в нынешней Польше немало. По крайней мере, в Варшаве. После окончания школы я подал документы в Варшавский университет на отделение иврита и на последние школьные каникулы вновь отправился в вашу страну.

- Ты мог бы считаться идеальным современным молодым человеком, хотя не выглядишь паинькой.
- Знаете, отнюдь не все складывалось гладко. Я отучился в университете год и почувствовал, что хотя очень люблю иврит, меня непреодолимо тянет к путешествиям и мне не усидеть на студенческой скамье. Я ушел из университета и год путешествовал по миру. Много времени провел в Португалии, потом вернулся в Варшаву и стал думать, чем заниматься дальше. Так я вновь вернулся к изучению еврейской истории. Знакомые сказали мне, что новый Интернет-сайт "Виртуальный штетл", посвященный еврейской истории Польши, ищет переводчика с польского на английский, который мог бы работать на добровольных началах. Я с радостью согласился помочь. В мои задачи входил розыск сведений, связанных с историческими событиями на территории Польши, поиск новостей об открытиях и исследованиях на еврейскую тему, подготовка их к публикации. Я с огромным интересом работал над всем этим. Четыре месяца я переводил материалы и еще раз убедился в том, что нашел себя, что мой путь в жизни – заниматься еврейской историей и культурой. Поработав на сайте, я опять поехал в Израиль, устроился добровольцем в кибуц Нир Оз в Негеве и поступил на мехину в Еврейском университете Иерусалима. Думаю, что скоро вернусь в Варшаву и продолжу обучение уже там. Как бы то ни было, иврит и еврейская история будут моей специальностью.

Виктория Мартынова

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments