Eduard Markovich (luckyed) wrote in culture_il,
Eduard Markovich
luckyed
culture_il

Category:

Эйлатский Летний Джазовый 2017. Кристиан Скотт. Возвращение "шепчущего стиляги".

Дамы и господа!
Что запели трубы в только начинающих раскаляться небесах Страны? О чём застучали барабаны, захрипели контрабасы, сладко застонали саксофоны?
Июнь разменял вторую неделю, а "на носу" любителей джаза уже огненный эйлатский август и 31-й Джазовый фестиваль на Красном море.
Программа опубликована на фестивальном сайте.

Честно говоря, после предыдущего фестиваля на душе было не очень спокойно. 30-й юбилейный порадовал абсолютной супер-звездой Чиком Кориа и большим количеством концертов прекрасных израильских музыкантов. Люблю их и слушаю в течение года в разных местах, в том числе и в зале "Гармония" на  фестивалях, организуемых Владимиром Маком. Но Эйлатский, обладающий иными финансовыми возможностями, всегда радовал другой "гармонией". Балансом между израильтянами и зарубежными гостями и возможностью увидеть, услышать и оценить лично происходящее в большом мире современного джаза.
Можно вздохнуть спокойно. С 27-го по 30-е августа нас ждёт настоящий фестиваль!
Начнём разговор с музыканта, открывающего программу 27-го августа в 20.00.
Слушал его два с половиной года назад и восторги высказал.
Для позабывших или желающих освежить память повторю давний рассказ о концерте Кристиана Скотта.
       
 
           
Кристиан Скотт (Christian Scott aTunde Adjuah) взял приставку а-Тунде Аджуа к своему имени не просто так. Это название двух городов в Гане, откуда происходит его семья. А сам Кристиан родился в Нью-Орлеане. Немузыкальные семьи на родине джаза явление крайне редкое. Родственники Скотта к таким не относятся. Начнём с бабушек с двух сторон. Одна - пианистка, а вторая - кларнетистка. Добавим тётю флейтистку. И на вершину семейной музыкальной пирамиды поместим играющую на фаготе мать. Она и дала сыну первые уроки. А вскоре подключилась "тяжёлая артиллерия". Дядя Кристиана, знаменитый саксофонист Дональд Харрисон, оценил талант племянника и лично возглавил его восхождение на свингующий Олимп.

В 14 лет Кристиан поступает на джазовое отделение школы искусств в Нью-Орлеане, после отличного выпуска за 3 года оканчивает 5-летний курс обучения в самом известном американском джазовом колледже Беркли в Бостоне и начинает гастролировать с дядей и писать музыку для кинофильмов.
Нью-Орлеан и Дональд Харрисон заложили классические джазовые основы, на которые в дальнейшем наложились современные музыкальные пристрастия музыканта.
Я не случайно до сих пор не сказал, на чём он играет. Это требует отдельного рассказа.
С инструмента и начинаются уникальные особенности трубача Кристиана Скотта. Звучание его трубы не спутаешь ни с чем.

 
 
Вот как поясняет это Википедия:
 
Особенностью игры Кристиана является «приглушение» тонов и подчеркивание дыхания с помощью вибраций в мундштуке. Это он и называет «искусство шептания». Пытаясь добиться нужного ему звучания, он преднамеренно игнорировал все наставления своих учителей и советы, данные в учебниках. Сам он говорит вот что: «Трудно сказать из чего именно сложилось моё звучание. Много разных вещей повлияли на него. Я всегда хотел звучать по-особенному, не так, как другие. Майлс Дэвис и Диззи Гиллеспи так повлияли на своё поколение только потому, что до них так не играл никто.»
Такое встречается очень редко, даже среди талантливых трубачей.
А вторая особенность - сам инструмент. Рассмотрите его повнимательней.
 
 
           
«Катрина» — именная труба в тональности Bb, сделанная на заказ специально для Скотта. Инструмент полностью приспособлен к манере игры Кристиана. Уникальная конструкция трубы позволяет ему видеть публику, что для него является немаловажным.
А ещё, Кристиан один из самых стильных джазменов, способный возглавить список продвинутых "стиляг".
Его манера одеваться была отмечена такими влиятельными изданиями как L’UOMO VOGUE, VOGUE ITALIA, THE SOURCE & KING MAGAZINE. «Прекрасное чувство стиля отличает его от коллег-музыкантов и подкупает заядлых модников всего мира»
           
 
         
Трубач выпустил 14 альбомов в качестве лидера.  В 2006-ом году первый его альбом Rewind That для Concord Records был номинирован на Грэмми, а в 2010-м и в 2012-ом годах он получил престижную «Премию Эдисона».

А теперь несколько слов о том концерте.
"Шепчущий стиляга" действительно оказался стилягой, но отнюдь не "шепчущим". Хотя от некоторых лирических пассажей мурашки по спине бегали.
С  первых же мгновений музыканты заиграли мощный современный джаз на стыке фьюжн и фанка. Но кто сегодня может точно указать эту границу?
         
 
     
Ударник Joe Dyson в шляпе-пирожке, с лёгкой руки Маркуса Миллера превратившейся в джазовую классику.
Высокий контрабасист Kris Funn с блуждающей улыбкой и ртом-рыбкой, глотающим воздух.
Меланхоличный и отрешённый пианист Lawrence Fields, витающий в эмпиреях.
И абсолютный лидер и хозяин бала Кристиан Скотт, композитор и солист. Звук его трубы, чистый и сильный, весь вечер доминировал в музыкальном пространстве зала.
Две первые фанковые композиции сменил мощный двенадцатитактный блюз West of West.
         
Как всё это выглядело, включая необычные инструменты Скотта и его внешний вид, можно увидеть на фотографиях. "Клёвый прикид" трубача дополняло немалое количество золотых перстней и браслетов причудливой формы и широкое ожерелье, делающее его похожим на Осириса. Не скажу, что всё это в моём вкусе, но в органичности и цельности Кристиану не откажешь.

 
Пришло время для одной из самых знаменитых его композиций, посвящённой всем любящим и любимым. Чудесная баллада Isadora.
         
Только для её исполнения Скотт возит с собой ещё одну ни на что не похожую трубу. С начала концерта она стояла в специальной подставке на авансцене в ожидании своего часа любви. Вглядитесь в нежные её очертания и в смягчившиеся черты лица Кристиана.
   
 
Парадоксально и иронично представил Кристиан музыкантов своего комбо. Пианист многие годы хотел с ним играть, но получал отказ. А шесть лет назад озарение снизошло на Скотта, и он понял, что не найти клавишника лучше, чем Lawrence Fields. С контрабасистом приключилась противоположная история. Кристиан долго приглашал его, пытался уговорить, переманить и даже споить, но Kris Funn отказывался. Пока звёзды над сценой не сложились в правильную комбинацию.
           
 
Тогда же у Скотта возникла идея fighting microphone - атакующего микрофона. Он находится в глубине сцены на небольшой высоте, но является настоящим "оружием" трубача, позволяющим форсировать звук и вступать в музыкальный бой full contact с басистом и ударником.

 

Хотя "дуэли" между музыкантами происходили и без микрофона.
     

Долгими аплодисментами зрители заработали бонус. На бис квартет впервые исполнил написанную накануне композицию Tel-Aviv for a Night. Шумел, шуршал, переливался красками никогда не спящий город. А завершил мелодию музыкант тем самым знаменитым своим хриплым шёпотом.
           
 
 
Со Скоттом сыграют в двух Эйлатских концертах
Logan Richardson  Sax,
Lawrence Fields  Piano, Keys,
Luques Curtis Bass,
Corey Fonville  Drums,
Elena Pinderhughes Flute.

Звук трубы Кристиана Скотта незабываем. Как и сам музыкант, за брутальностью и нежностью которого прячется озорной ребёнок, дамы и господа.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments