karga_golan (karga_golan) wrote in culture_il,
karga_golan
karga_golan
culture_il

«Стена\Зина- 2010» - юбилейный повод вспомнить былое

В израильском балетном ансамбле «Бат-Шева» около полугода назад сменилось административное руководство. И тут же пришли новые веяния. А новое – это хорошо забытое старое, и потому новое руководство решило в течение сезона 2010-2011 годов показать старые работы – блестящие, в свое время произведшие фурор, но, возможно, слегка подзабытые. Одной из таких работ, спектаклем, ставшим в свое время предметом многочисленных споров, ажиотажа и едва ли не приведшего к правительственному скандалу, стал ныне объявленный уже классикой балет «Зина» 1995 года, отрывки из которого будут показаны вместе с отрывками из балета «Стена» 1990-го года, соединенные волей автора - хореографа Охада Нагарина - в спектакль «Стена\Зина- 2010», который будет показан в тель-авивском балетном Центре Сузан Далаль 8 декабря. Дополнительные спектакли - с 16 по 18 декабря, а затем с 26 по 29 декабря.

Для увеличения нажми на меня!

 

«Стена\Зина- 2010» – это не только повторение пройденного, но и повод для праздника – балетного юбилея. 20 лет назад танцовщик и хореограф, ученик Марты Грэхам Охад Нагарин, вернувшись в Израиль из Нью-Йорка, был назначен художественным руководителем «Бат-Шевы». Его первой постановкой для «Бат-Шевы» как раз и стал балет «Стена» - «Кир». Начиная с 1990 года Охад Нагарин смог превратить «Бат-Шеву» в один из наиболее интересных в мире ансамблей современного танца, разработать свой собственный язык движения «гага», обретший десятки тысяч поклонников и последователей, создать свою школу и приобрести репутацию выдающего хореографа наших дней - одного из наиболее дерзких выразителей тенденций модерн-данс.

В связи с двумя десятилетиями пребывания Нагарина в должности художественного руководителя, в этом сезоне ансамбль «Бат-Шева» покажет работы прежнего репертуара: «Мамонты» («Мамутот») 2003 года, «Трое» 2005-го, «Количества» («Камуйот) 2003-го, прошлогодний «Проект 5» (существующий в двух вариациях - женской и мужской) в одной связке с раритетным «Черным молоком» 1991 года, восхитительный тонкий философский «Моше» 1999 года, «Джорджи и Зельман» 2006-го, «Макс» 2007 года, «Болеро» от 2008-го, «Хора» 2009-го. и, наконец, «Дека Данс» – спектакль, созданный к десятилетию пребывания Нагарина на посту художественного руководителя «Бат-Шевы», скомпилированный из отрывков его известных постановок и обновляемый каждый год.

Для увеличения нажми на меня!

«Стена» («Кир» на иврите) – первое произведение, которое хореограф Охад Нагарин поставил для ансамбля «Бат-Шева», в свое время - 20 лет назад, произвело революцию в балетном мире Израиля и изменило представления израильтян о современном балете.
Спектакль «Зина», поставленный в 1995 году специально по заказу Иерусалимского фестиваля Израиля, был едва ли не запрещен, что могло повлечь за собой отмену всего фестиваля. Ныне «Зина» считается классикой и примером для подражания. Причиной же скандала было недовольство религиозных партий тем, что танцоры, по их мнению, выступали в слишком коротких и вызывающе обтягивающих трико на фестивале, пользующемся государственной поддержкой.

В «Стена\Зина» версии 2010 года участвуют 16 танцовщиков молодежной группы ансамбля «Бат-Шева», подготовке и учебе которых Охад Нагарин уделяет особое внимание. Стоит отметить, что Нагарин всегда использует индивидуальные качества отдельных танцовщиков и нынешняя «Стена\Зина -2010» в исполнении молодых участников ансамбля явно отличается от версий, показанных 20 и 15 лет назад. Премьера совместной интерпретации спектакля «Стена\Зина» состоялась в конце 2000-го года и имела огромный успех, который затем сопровождал эту постановку во всех последующих гастролях ансамбля по Израилю и за рубежом.

По словам самого Охада Нагарина, процесс работы над каждым балетным спектаклем нескончаем. Нынешняя версия «Стена\Зина» включает не только первоначальную задумку, но и отражает то, что происходило с этим балетом в течение всех лет; изменения, произошедшие с самим ансамблем; переход к использованию языка движения «гага», развитие творчества самого хореографа и не в последнюю очередь - иное отношение израильских зрителей к современному балету по сравнению с тем, что было 20 или 15 лет назад.

Для этих двух балетов использована музыка израильской рок-группы «Некамат ха-Трактор», Иври Лидера и самого Охада Нагарина. Свет поставил известный мастер Ави Йона Буэно – Бамби. Костюмы - Ракефет Леви, художница, много лет сотрудничавшая с «Бат-Шевой».

Для увеличения нажми на меня!

Немного истории:
«Бат-Шева» - первый израильский профессиональный коллектив современного балета. У колыбели его стояли выдающаяся балерина 20 века Марта Грэхем и баронесса Бат-Шева де Ротшильд.

В начале шестидесятых годов Бат-Шева де Ротшильд приехала в Израиль и решила основать здесь профессиональный балетный ансамбль. Она обратилась за помощью к Марте Грэхем, с которой ее связывала давняя дружба. Та не только помогла советами, но и стала во главе нового израильского коллектива, названного в честь его покровительницы «Бат-Шева». Дебют «Бат-Шевы» состоялся в декабре 1964 года в зале Национального театра «Габима».

Первое выступление «Бат-Шевы» превратилось в одно из самых значительных событий в культурной жизни Израиля. Молодой коллектив быстро завоевал себе имя в Израиле и за рубежом. Израильским танцорам импонировал стиль Марты Грэхем: движение, насыщенное эмоциями, гиперболизированное, дышащее энергией, драматизмом. После первого выступления «Бат-Шевы» в Нью-Йорке некоторые американские критики писали, что по драматической насыщенности и профессиональной отточенности исполнения израильский ансамбль Марты Грэхем не уступает, а подчас и превосходит ее нью-йоркскую труппу.

С коллективом «Бат-Шевы» работали многие известные хореографы, в основном — ученики и последователи Марты Грэхем: Роберт Коэн, Глен Теши, Перл Ланг, Линда Ходе. Тогда же выдвигается группа талантливых хореографов из танцоров ансамбля. Впоследствии некоторые из них возглавят собственные коллективы: Рина Шенфельд, Ошра Элькаям, Рахамим Рон, Охад Нагарин и Моше Эфрати. Многие зарубежные и израильские хореографы создавали композиции специально для «Бат-Шевы», используя музыку израильских композиторов.

Спустя несколько лет баронесса лишила ансамбль своего покровительства и создала новый коллектив - «Бат-Дор», а Марта Грэхем полностью посвятила себя своей нью-йоркской труппе. Ансамбль лишается постоянного художественного руководителя: в течение пяти или шести лет друг за другом приходят и уходят три главных хореографа. Однако даже в периоды кризиса «Бат-Шева» поддерживала свою высокую профессиональную репутацию. Об этом говорит и список премьер, и перечень имен известнейших хореографов, работавших с ее танцорами, и отклики израильской и зарубежной критики.

Труппа «Бат-Шева», даже перестав получать помощь от де Ротшильд и сменив несколько художественных руководителей, все же стала крепким профессиональным коллективом под руководством Охада Нагарина, блестящего израильского танцовщика и хореографа, работавшего в «Балете 20-го века» Бежара, а затем возглавлявшего свою труппу в Нью-Йорке.

Сегодня «Бат-Шева» продолжает занимать центральное место в балетном искусстве Израиля. В 1975 г. при ансамбле был создан молодежный коллектив - «Бат-Шева II», готовящий смену основному составу танцоров. В 1990-м году, в связи с приходом Охада Нагарина в «Бат-Шеву» молодежная труппа получила название «Ансамбль Бат-Шева» в отличии от просто «взрослой» «Бат-Шевы» и сейчас превратилась в международную студию, аудициии в которой проводятся раз в год и чьи выпускники становятся участниками основной постоянной труппы «Бат-Шевы».

Дополнительная информация на сайтах: batsheva и suzannedellal
Продажа билетов в электронных кассах

Маша Хинич. Фото - Гади Дагон

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments