Eduard Markovich (luckyed) wrote in culture_il,
Eduard Markovich
luckyed
culture_il

Академический Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии

Дамы и господа! 
В рамках ежегодной серии концертов «День России» в Израиль впервые приезжает Академический Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под руководством дирижера Александра Дмитриева. Единственный концерт оркестра состоится в Центре Сценических искусств Тель-Авива, в зале Израильской Оперы, в воскресенье 12 июня. Заинтересовал, как всегда, подробный и информативный рассказ Маши Хинич.
Но у меня есть свои источники информации. Обратился к трём ЖЖ-шным Питерским подружкам, вкусу и мнению которых доверяю безоговорочно. Все  подтвердили, что оркестр хорош, дирижёр замечательный, а уж программа! 
Идти обязательно.
   
 
 

Далее следует история оркестра, его художественного руководителя и дирижёра Александра Дмитриева и великолепной программы, взятые у Маши Хинич.
 
Визит такого оркестра, такого заслуженного коллектива – это, безусловно, событие. В Израиль прилетят около ста музыкантов Академического Симфонического  оркестра Петербургской филармонии, который ведет свою историю с 1931 года. Художественным руководителем Санкт-Петербургской Филармонии является Юрий Темирканов. 

Два с лишним десятилетия деятельность коллектива, вначале – концертного ансамбля, а вскоре – Большого симфонического оркестра, была связана с Ленинградским радиокомитетом. В годы войны оркестр Ленинградского радио был единственным симфоническим коллективом, который оставался в блокадном городе. 
    
Несмотря на то, что в первую военную зиму оркестр фактически прекратил свое существование, ценой героических усилий, в августе 1942 года он сыграл ленинградскую премьеру Седьмой симфонии Шостаковича. Всего за время блокады коллектив выступил более 300 раз, часть концертов – в том числе премьера «Ленинградской» симфонии Шостаковича – состоялась в Большом зале филармонии.
В 1953 году оркестр получил статус филармонического. В 1962 – 1963 годах свои сочинения исполнили с оркестром И.Стравинский и Б.Бриттен. За пультом коллектива выступали также С.Бодо, И.Маркевич, К.Мазур, Л.Маазель, Е.Светланов и Г.Рождественский, солировали – В.Клиберн, С.Рихтер, Э.Гилельс, И.Стерн, И.Менухин, Д.Ойстрах, М.Ростропович, Д.Шостакович. 
В 1968 году оркестр возглавил Юрий Темирканов.  
           
С 1977 года оркестром руководит Александр Дмитриев. Биография оркестра пополнилась такими событиями, как присвоение титула «академический», первыми исполнениями в Ленинграде некоторых сочинений Генделя, Малера, Р.Штрауса, Дебюсси, Равеля, Скрябина, Шрекера,Онеггера, Типпета, Орфа, Дютийё, Пярта, Шнитке, Ноно, Лигети, Адамса, Крама, Пьяццоллы и ленинградских-петербургских авторов, записями всех симфоний Бетховена и Шуберта, произведений Чайковского и Рахманинова, Равеля и Бриттена. 

Оркестр принимает участие в престижных международных фестивалях, гастролирует в странах Европы, Азии, Америки. В сезоне 2014/2015 в ходе двух турне – по Великобритании и Китаю – коллектив побывал, в частности, в Лондоне, Манчестере, Эдинбурге, Пекине и Шанхае. О реакции рецензентов говорят заголовки статей: «Встреча с великолепными музыкантами Академического Симфонического оркестра Петербургской филармонии подобна привилегии» (Cornish Guardian, 2015), «Совершенный Рахманинов от Академического Симфонического оркестра в Манчестере» (Bachtrack, 2015).
  
  
  
Главный дирижер и художественный руководитель Академического симфонического оркестра - Народный артист СССР, профессор Петербургской консерватории Александр Дмитриев. 
Александр Дмитриев родился в семье коренных петербуржцев, его отец более 30 лет работал в оркестре Евгения Мравинского. Окончив Ленинградскую консерваторию как хоровой дирижер и как теоретик, музыкант продолжил обучение в аспирантуре по классу симфонического дирижирования. 

В течение 10 лет (1961–1971) Александр Дмитриев руководил симфоническим оркестром Карельского радио и телевидения. В этот период он стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижеров (1966), прошел стажировку в Венской академии музыки и исполнительского искусства и по приглашению Мравинского в Заслуженном коллективе Республики, с которым гастролировал в Польше, Румынии, ФРГ, Японии. В 1971–1977 годах Дмитриев – главный дирижер Ленинградского Малого театра оперы и балета. 

С 1977 года Александр Дмитриев занимает пост главного дирижера Академического Симфонического оркестра филармонии. В его репертуар входят все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Рахманинова, симфонии Шостаковича, Шуберта, почти все оркестровые сочинения Прокофьева, Малера, Скрябина, Равеля, Сибелиуса, Реквиемы Моцарта и Верди, множество новых и новейших опусов. 
           
В программе:
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Шостакович. Симфония № 9
Рахманинов. Симфония № 2
          
Глинка. «Руслан и Людмила»
Премьера «Руслана и Людмилы» 27 ноября 1842 г. принесла Глинке немало тяжелых переживаний. Враждебно встретила оперу аристократическая публика во главе с императорской фамилией. Да и среди сторонников Глинки мнения резко разделились. Причины сложного отношения к опере заключались в глубоко новаторской сущности произведения, с которое начался неведомый ранее Европе сказочно-эпический оперный театр, где в причудливом переплетении предстали разнообразные музыкально-образные сферы — эпическая, лирическая, восточная, фантастическая. Глинка «на былинный лад распел пушкинскую поэму» (Б. Асафьев), причем неторопливое развертывание событий, основанное на смене красочных картин, было подсказано пушкинскими словами: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». 
         
Шостакович. Девятая симфония
Работа над Девятой симфонией началась в январе 1945 года и, по словам самого Шостаковича, должна была стать гимном победе над нацистской Германией в Великой Отечественной Войне. Предполагалось, что эта идея воплотится в большую монументальную композицию для оркестра, солистов и хора и явится своеобразным аналогом последней симфонии Бетховена, так же носившей девятый номер. Но планы остались планами. Симфония была закончена Шостаковичем 30 августа 1945 года и оказалась совершенно иной, нежели намечалась. Лишь медленная четвертая часть (из пяти, что тоже стало сюрпризом для всех), насыщенная трагическими образами отвечала ранее заявленной теме и связанными с ней ожиданиям. Остальные четыре части были далеки от пафосности и величия и звучали приподнято-беззаботно, непритязательно, в духе венского симфонизма Гайдна и Моцарта. 
    
Премьера симфонии, состоявшаяся 3 ноября 1945 года по установившейся традиции в Ленинграде под управлением Мравинского, удивила всех и вызвала самые разноречивые суждения и отклики. Шостаковичу, бывшему художественной совестью своего времени, никогда не были свойственны безмятежное веселье и радостная игра звуков, тем неожиданнее и непонятнее для многих прозвучала самая миниатюрная по времени звучания – всего 26 минут – и самая светлая по мироощущению за последние годы симфония композитора. 
Сам композитор назвал своё новое произведение «вздохом облегчения после мрачного лихолетья с надеждой на будущее». При всем своем изяществе, легкости, даже внешнем блеске, Девятую симфонию нельзя назвать безмятежной, ее веселье балансирует на грани гротеска, а лирика переплетается с драматизмом. Критики пытались определить «содержание» произведения, как  «лирико-комедийное, не лишенное драматических элементов, оттеняющих основную линию развития» и как «трагедийно-сатирический памфлет». 
Девятая симфония, выдвинутая на Сталинскую премию в 1946 году, вызвала резкое недовольство «отца народов», и в феврале 1948 года вместе с некоторыми другими произведениями композитора симфония была запрещена и не исполнялась до 1955 года.
          
Рахманинов. Вторая Симфония
«Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». Эти слова принадлежат С. Рахманинову - великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру. Все важнейшие события русской общественной и художественной жизни отразились в его творческой судьбе, оставив неизгладимый след. Формирование и расцвет творчества Рахманинова приходится на 1890-1900-е гг.- время, когда в русской культуре происходили сложнейшие процессы.
Вторая симфония была задумана в 1906 году, когда Рахманинов жил в Москве и много занимался дирижерской деятельностью. Чтобы полностью сосредоточиться на творчестве, он уезжает вместе с семьей в Дрезден, где активно работает над симфонией, которую посвящает одному из своих учителей - Сергею Ивановичу Танееву. В  январе 1908 года состоялась ее премьера в Петербурге под управлением автора, в феврале она была повторена в Москве.
Это симфоническое сочинение Рахманинова имело большой успех. Рецензент «Русской музыкальной газеты» писал: «Новая симфония есть, прежде всего, свое, рахманиновское, свободно порожденное внутренним миром тонкого и цельного художника, самостоятельно думающего, чувствующего, переживающего... Это - Рахманинов, лицо в русском искусстве новое и уже определившееся. Это - артист с удивительной нежностью концепций, благородством вкуса, с утонченным воображением...» 
 
 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments