karga_golan (karga_golan) wrote in culture_il,
karga_golan
karga_golan
culture_il

Мое сердце остановилось, мое сердце за-мер-ло....

Вообще-то – пусть простят меня те, кому это покажется кощунством, – песни Михаила Щербакова лучше слушать в записи. Наедине с песней он явно чувствует себя уверенней, чем перед залом с его каверзными или глупыми вопросами, шумом, а то и недружелюбием. Собственная песня не обидит... А поэт представляется человеком слишком ранимым и уязвимым. Да-да, именно поэт – пусть мелодии и прелестны, пусть голос нежен и звучен, пусть замечательно играет на гитаре, все равно – в первую очередь поэт.

Для увеличения нажми на меня!

 

Многие ли песни так называемых «бардов» (покажите мне человека, который любил бы это слово, а вот поди ж ты – ничего лучшего пока не придумали) можно читать напечатанными, без музыки? Разве что Окуджаву. Так не зря же и чувствуется родство. Да, в первую очередь, это именно стихи. Причем стихи «старомодные», в лучшем и высшем смысле этого слова. Сегодня писать так никто не умеет. Кто еще, кроме Щербакова, решится писать такие стихи: без мата, без малейшей небрежности или неряшливости? У кого еще такие точные рифмы (да еще такая сложная система рифмовки), такая образность и метафоричность? У кого еще такая лексика? Однажды на концерте слушательница, не понявшая добрую половину текста, возмущенно спросила: «Где только вы берете такие слова?». И поэт довольно ядовито ответил: «В словаре». Любая поэтическая задача, поставленная автором перед собой, тщательно выполняется. Техника стихосложения столь безупречна, форма столь совершенна, что уже сама по себе могла бы быть содержанием, – и уже неважно, что и о чем поет Михаил Щербаков, но понятно, что о чем-то невероятно важном и серьезном. Собственно, а о чем может петь поэт? О любви, о жизни, о смерти. Его поэзия – это, скорей, философия или даже учение. Но понять до конца его все равно невозможно. Это похоже на шаманство, он заговаривает, очаровывает, одурманивает...

И все-таки пропустить концерт Щербакова – такое же преступление, «как кататься по Парижу на метро», как прекрасно выразился один литературный критик. Все дело в личности автора. В мимолетном соприкосновении с ним. Щербаков не актер, не конферансье, он не умеет (а может, и не хочет) брататься с залом. И все равно, его присутствие в зале – тоже событие. Это тоже форма, которая стоит любого содержания. Не говоря уже о том, что творчество Михаила Щербакова непрерывно развивается, становится все более зрелым и интересным. Наблюдать эту эволюцию с каждым новым его приездом – это тоже событие. Его ранние песни романтичны, возвышенны и трогательны, более поздние – горьки, умудрены опытом, почти безнадежны. И воспринять их куда сложнее, чем ранние, – это требует гораздо большей душевной работы.

Восприятие поэзии Михаила Щербакова – это немалый труд, труд нелегкий, требующий времени и напряжения всех душевных сил. Зато и вознаграждение велико.

Яна Вайсман

Михаил Щербаков – концерты в Израиле
Иерусалим, 13 октября, среда, Иерусалимский культурный центр, зал «Гармония», 20.00
Хайфа, 14 октября, четверг, зал «Бейтену», 20.00
Бат-Ям, 16 октября, суббота, «Гейхал ха-Тарбут», 20.00
Справки по телефону 054-6872286 begin_of_the_skype_highlighting              054-6872286      end_of_the_skype_highlighting – Линк@Jazz
Билеты можно также купить на бардовском слете “Сахновка» в Ган ха-Шлоша-Сахнэ 8 и 9 октября.

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment