verary (verary) wrote in culture_il,
verary
verary
culture_il

Просветленный дух стекла

133.52 КБ
Что такое стекло? Не торопитесь отвечать на этот вопрос, потому что вряд ли вам удастся отыскать среди химических формул единственно точную формулировку. Если бы кому-то пришло в голову написать сказку о стекле, невольно пришлось бы вспомнить и о волшебной льдинке, заморозившей сердце мальчика Кая, и о правдивом зеркальщике Гурде, и об удивительных калейдоскопах , наполненных чудесными цветными стеклышками… Вглядитесь получше – и даже самое прозрачное стекло раскроет перед вами свои глубины, расскажет о тех, кто заглядывал в него до вас, и о тех, кто жил в призрачных его глубинах, страшась разбить тонкие грани.



Далеко не каждый способен разглядеть и понять тайны стекла, но те немногие, кому удалось проникнуть в этот потайной мир, способны совершать настоящие чудеса – наяву. Израильский художник Сергей Буньков - один из таких избранных. Совсем недавно Нью-Йоркский «Corning Museum of Glass» назвал Бунькова одним из ста лучших художников мира по стеклу. Не так часто наш соотечественник удостаивается подобных почетных титулов – но стоит лишь внимательно вглядеться в сплетение линий, силуэтов и символов, выставленных для знакомства со зрителями на виртуальной галерее сайта Тарбут.ru, чтобы понять – это стекло рождено из иных глубин фантазии. Оно не родственно оконной равнодушной глади, его нельзя сравнить ни с витражной церковной помпезностью, ни с ювелирно-утонченной бижутерией. Стеклянные панно Бунькова уникальны.

Буньков стал участником проекта компании "Селком" Тарбут.ru, как и сотни других художников, получивших возможность выставить свои работы в виртуальной галерее сайта www.tarbut.ru. Собственно говоря, главная задача этого проекта – показать "городу и миру", насколько богата талантами наша маленькая страна, а самим художникам, музыкантам, литераторам и другим деятелям искусства предоставить площадку для самовыражения.
84.27 КБ
…Непохожесть Сергея Бунькова на других первый восторженный взгляд зрителя. Таких существ нет в природе – нет и на страницах старинных сказок. Чем дольше всматриваешься в яркие цветовые пятна – тем больше загадок, тем интереснее бродить по вымышленным лабиринтам в поисках ответов. Что это – Колизей? Пизанская башня? Рыба? Карты? Третий глаз? Никто не знает. А сам художник не торопится раскрывать таинственные значения придуманной им самим символики: "Чаще всего зритель видит гораздо глубже, чем предполагает художник, - говорит Сергей Буньков. – поэтому не стану упрощать созданное мной уравнение в стекле, пусть каждый найдет собственную трактовку всего увиденного и расскажет собственную сказку".

Наверное, только так и можно рассматривать результат этого таинства: романтического соития фантазии, мастерства, снов, реалий и предчувствий. Кстати о предчувствиях: Буньков использует эти иллюзорные инструменты и призраки, как другие художники используют кисть или карандаш:
"Я не пытаюсь заранее представить себе готовую картину, не делаю набросков и эскизов. Новые образы рождаются на уровне рецепторов, каждая точка ведет к новым символам, к новым знакам. Это похоже на творческий сейсмограф – рука сама чувствует напряжение бумаги, или стекла, я работаю "наощупь" в полном смысле этого слова – стараюсь ощутить, предугадать следующий жест, а сознание включается только тогда, когда новорожденная композиция почти завершена. Вот тогда-то я и смотрю, и осознаю, и решаю, где поставить запятую во фразе: "Казнить нельзя помиловать". Что-то остается, что-то уходит, иногда первичная идея, подтолкнувшая к действию, полностью исчезает в процессе работы, но появляется нечто новое.

Многие художники рассказывают об удивительном, но знакомом всем творческим людям "страхе белого листа". Этот страх перед новым открытием, страх неизведанности, страх потерять благосклонность Музы – он может парализовать, лишить способности мыслить и фантазировать. Сергей Буньков решает эту проблему тоже почти интуитивно: "Главное - не останавливаться, работать. Как другие ходят к восьми в офис или на завод, так я иду на встречу со своим стеклом. Это не вопрос вдохновения, как думают многие, а вопрос трудолюбия, упорства, даже упрямства".

- Говорят, парашютист после не совсем удачного прыжка должен немедленно снова подняться в воздух, чтобы повторить попытку и не дать страху закрепиться в подсознании? Похоже ли это на страх провала, страх "бесплодия" у художника?

- Очень похоже – и лекарство от этого страха то же одно: работа. Кстати, именно этому своему "упрямству" я благодарен за успех в Израиле. Я до сих пор не вполне владею ивритом, не знаком ни с кем из профессионального "бомонда", не имею нужных связей, чтобы пробиваться туда, где "следует вращаться". Но я умею работать и очень люблю то, что делаю. Так что моя история – счастливое исключение, подтверждающее правило, или логичный результат – не мне судить. Но факт остается фактом: меня знают, мои работы выставляются в Израиле и за границей, а я стараюсь не тратить времени на "общественные игры", занимаясь только тем, что люблю.

- Так в чем же заключается ваша "формула успеха"?

- Это опять-таки как в сказке: Есть три пути: можно обзаводиться связями и "нужными людьми", можно "стоять в очереди" – кстати, большинство художников в нашей маленькой и талантливой стране именно этим и занимаются – ждут, пока их заметят, а можно работать как вол – и с гордостью представлять всему миру результаты твоего труда. Я не люблю очередей, поэтому иду третьим путем.

69.63 КБ
Наверное, начинающим художникам стоило бы прописать час общения с Буньковым в неделю – как профилактику излишней гордыни, лекарство от гипертрофированного самомнения и пилюли от уныния. Но если у вас нет с собой "карманного Бунькова" или вы относитесь к категории зрителей, а не творцов – можно просто расслабиться и наслаждаться хрупкой стеклянной сказкой. Эта сказка не может просто закончиться – она не имеет ни счастливого ни грустного завершения – потому что каждый может читать ее по-своему.

Работы Сергея Бунькова можно увидеть в виртуальной галерее сайта компании "Селком" www.tarbut.ru среди работ других художников.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments