wildgrass (wildgrass) wrote in culture_il,
wildgrass
wildgrass
culture_il

Куда ты, удаль прежняя, девалась...

Оригинал взят у wildgrass в Куда ты, удаль прежняя, девалась...
Эту арию Григория Грязного из оперы Римского-Корсакова "Царская невеста" я помню с детства. Но посмотрела эту оперу целиком первый раз. Удивительно, как можно при помощи гениальной музыки, режиссуры, исполнения, сценографии передать атмосферу страшных времен правления Ивана Грозного, который по словам Н.И. Костомарова " одаренный... в высшей степени нервным темпераментом и с детства нравственно испорченный, уже в юности начал привыкать ко злу и... находить удовольствие в картинности зла."
Личность царя и его эпоха исполнены драматизма. Но любовь - это такой цветок, который расцветает в любых условиях, и стара, как мир, история - он любит ее, она любит другого..

С этой оперой на гастроли в Израиль с 9 по 19 мая приезжает Московский театр «Новая опера» под руководством дирижера Феликса Коробова.
Этот театр уже бывал в Израиле: «Новая опера» приезжала к нам с концертной программой еще под руководством создателя этого театра, «неистового маэстро» Евгения Колобова (1946-2003). «Князь Игорь» Бородина в постановке этого театра открывал прошлый сезон Израильской Оперы. На сей раз «Новая Опера» предлагает возрожденную задумку Евгения Колобова в постановке известнейшего российского режиссера Юрия Грымова, динамичную музыкальную и сценическую редакцию «Царской невесты» - историю о любви страстной, горячей, опаляющей и сжигающей все вокруг себя, о душе, в глубинах которой присутствуют чистота, поэзия, жертвенность и милосердие.

Феликс Коробов. Его работа в «Новой Опере" - авангардный вызов клавиру Римского-Корсакова. В ней немало ремарок, купонов, перестановок и сокращений. Консервативная публика реагирует по-своему, молодая приветствует новшества и ждет их с любопытством. Премьера этого спектакля прошла 10 лет назад в Москве. Кстати, и в Тель-Авиве эта опера будет показываться всего лишь второй раз и впервые за последнее десятилетие.

«Царская невеста» - не из той категории опер, которые все знают и любят на Западе. А этот спектакль - еще и последняя работа Евгения Колобова, так и не законченная им и не поставленная. При этом - его «авторская» опера.

"Евгений Колобов мечтал поставить «Царскую невесту», - рассказывает дирижер и музыкальный руководитель «Царской невесты» Феликс Коробов. - Это, как бы, не совсем «Царская невеста» Римского-Корсакова, - так как она напечатана в клавире: есть сокращения, музыкальные перестановки, но это все - музыка Римского-Корсакова. Колобов очень любил эту оперу, даже дочь свою назвал Марфой в честь главной героини этой оперы. Его вдова Наталья Григорьевна Попович, главный хормейстер театра, предложила мне закончить незавершенную работу Евгения Владимировича над оперой «Царская невеста». Я согласился, потому что убежден, что любая задумка мастера должна быть доведена до конца. Моя задача была, как у врача, не навредить и попытаться сохранить, не мешать. В этом виде опера приезжает на гастроли в Израиль. Это первые зарубежные гастроли «Царской невесты», хотя в Москве она идет уже 10 лет. Бывает, что публика знает названий двадцать, а за их пределами есть очень много чудесной музыки. К этому числу, несомненно, относится опера «Царская невеста». Прекрасная музыка, но относительно редко звучащая со сцены."






Сценографию можно назвать скупой. Практически весь объём зловеще чёрной сцены занимает огромная деревянная конструкция, и действие оперы разворачивается внутри и окрест этой гигантской клети, где действуют герои, одетые в стилизованные костюмы эпохи Ивана Грозного. Возможно - это является символом смутных времен и той безысходности, которая владела тогда всеми. Ведь время действия оперы — страшный период в истории нашей страны, когда законы попирались властью, а люди гибли в её руках. Огромная клеть, внутри которой живет зловещий лекарь Бомелий со своей свитой серых призраков, и вокруг которой происходят все события - и светлые, и темные.

Невинной жертвой жестокости и беззакония становится юная Марфа Собакина — воплощение чистоты, духовности и верной любви. Пронзительную музыкальную драму по пьесе Л. Мея Римский-Корсаков написал за несколько месяцев, премьера состоялась на исходе XIX века — в октябре 1899 года.
Это одна из самых проникновенных опер Римского-Корсакова, лирическая драма о любви, о том, что еще есть на этой земле такая любовь, которая не уничтожается ни «приворотным зельем», ни деньгами, ни властью, ни смертью, ни пытками. В этой, сaмой мелодраматической опере Римского-Корсакова речь идет о любви, точнее, о любовях – счастливых, несчастных, невинных, темных. Что такое обычное оперное либретто? Это предательство, адюльтеры и убийства. Привязка к истории, к эпохе и музыка. Сам Римский –Корсаков в одном из писем характеризовал свою оперу в шутливой манере:

"... было б хорошо, когда б в Вечашу
Приехали вы к нам, на долю нашу
Взглянуть, послушать Царскую невесту.
В ней есть Andante, Moderato, Presto,
Ансамбли, арии, речитативы,
Мелодии, аккорды, лейтмотивы.
И кривда драматическая есть,
А правды музыкальной и не счесть..."

Генеральный директор Израильской оперы Ханна Муниц в преддверии нынешних гастролей «Новой оперы» сказала: «В Тель-Авиве эта опера будет показываться всего лишь второй раз и впервые за 10 лет. В Израиле много русскоязычной публики и она скучает по этой музыке, которую хорошо помнит с советских времен. И, безусловно, мы хотели, чтобы это сочинение представил московский театр, сохранивший культуру, традицию, знание и, если можно так сказать, ноу-хау исполнения, полное особенных ощущений, особенной сердечности. По сравнению с «Князем Игорем» эта постановка более символична, абстрактна. Я уверена, что наши зрители смогут проникнуться и самим сочинением, и его сценическим решением».

При написании использованы материалы интервью Маши Хинич с Феликсом Коробовым, а также все остальные сведения, любезно предоставленные Машей и Соней.

Либретто Н. Римского-Корсакова и И. Тюменева по одноименной драме Л. Мея
Солисты, хор и оркестр Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова.
Музыкальный руководитель: Феликс Коробов
Дирижеры: Феликс Коробов, Валерий Крицков
Постановка: Юрий Грымов
Сценография: Владимир Максимов
Костюмы: Мария Данилова
Григорий Грязной - Андрей Бреус (лауреат премии «За беззаветное служение оперному искусству» Фонда Евгения Колобова, обладатель специального приза на конкурсе Пласидо Доминго «Operalia»)
Анджей Белецкий (лауреат премии «За беззаветное служение оперному искусству» Фонда Евгения Колобова, кавалер ордена «За возрождение России. XXI век», лауреат Международного конкурса «Пилар-2007»)
Любаша - Анастасия Бибичева, Анна Викторова, Агунда Кулаева
Марфа - Галина Королёва, Виктория Шевцова
Лыков - Вениамин Егоров, Алексей Неклюдов
Бомелий - Максим Остроухов, Сергей Поляков
Дуняша - Анна Синицына, Александра Саульская-Шулятьева
Собакин - Виталий Ефанов, Владимир Кудашев, Алексей Тихомиров
Малюта Скуратов - Евгений Ставинский, Андрей Неклюдов
Домна Сабурова - Ольга Терентьева

Спектакли пройдут в зале Израильской Оперы в Тель-Авиве (http://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=816&ArticleID=3161):
8 мая, пятница, 13:00
9 мая, суббота, 21:00
11 мая, понедельник, 20:00
12 мая, вторник, 20:00
13 мая, среда, 20:00
14 мая, четверг, 20:00
15 мая, пятница, 13:00
16 мая, суббота, 21:00
18 мая, понедельник, 20:00
19 мая, вторник, 20:00
Параллельно со спектаклями будут проходить традиционные для Израильской Оперы лекции для зрителей и talk-back’и .
Центр сценических искусств, Шауль ха-Мелех, 19, Тель-Авив
Телефон для заказа билетов – 03-6927777 или в кассе «Браво» http://kassa.bravo.org.il/announce/23588

Фотографии предоставлены пресс-отделом театра «Новая опера»





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments