karga_golan (karga_golan) wrote in culture_il,
karga_golan
karga_golan
culture_il

Categories:

Секреты еврейской магии

«Да не найдется у тебя ни кудесника, ни волхва, ни гадателя, ни чародея, ни заклинателя, ни вызывающего духов, ни знахаря, вопрошающего мертвых...» (Дварим, 18 глава).
Еврейская магия насчитывает трехтысячелетнюю историю, но отчего-то до последнего времени оставалась вне сферы серьезных исследований. Однако побывав на выставке «Ангелы и демоны: заклинания и амулеты в еврейской традиции», экспонирующейся сейчас в Музее библейских стран в Иерусалиме, можно получить почти исчерпывающее представление об этой сфере жизнедеятельности наших предков.

Для увеличения нажми на меня!

 

Евреи, как и другие народы, активно практиковали магию. Одним из первых волшебников был Лаван, тесть патриарха Иакова. Моисей и Аарон демонстрировали магические способности на приеме у фараона. Многим известным мудрецам-раввинам, в частности Баал Шем-Тову и Мааралю из Праги, приписывались недюжинные чудодейственные силы.

Несмотря на суровый танахический запрет на все виды колдовства и магии, озвученный уже во второй книге Торы Шмот - «Ворожеи не оставляй в живых», - магическая традиция существовала и во времена Первого Храма, действует она и сейчас. Мы сплевываем через левое плечо, когда дорогу переходит черная кошка, стучим по дереву, верим во вредоносную силу черных глаз, ни на секунду не задумываясь о том, что все перечисленные действия имеют прямое магическое значение. Одним из ярких примеров тому - магическая формула «Абракадабра», появляющаяся на амулетах третьего века нашей эры, которая до сих пор звучит на шоу фокусников и иллюзионистов.

Экпозиция «Ангелы и демоны» в Музее библейских стран включает в себя многочисленные талисманы, амулеты, заговоры и заклинания, выполненные на самых разных материалах, украшения-обереги, а также каббалистическую литературу и книги магических рецептов, большинство из которых до сих пор не были представлены вниманию широкой публики.

fa1fae804b2f7532b005ea72ec5bba83_Chasha.jpg

«Эта выставка - первая в своем роде в Израиле, - рассказывает ассистент куратора музея, магистр египтологии Ори Меири, любезно согласившаяся быть моим гидом. - Основную часть экспозиции составляют предметы из частной коллекции, что-то было в нашем музее, отдельные вещи предоставлены Управлением древностей. Кстати, после открытия выставки нам начали звонить люди и сообщать о старых книгах, доставшихся им по наследству».

Главное же отличие новой выставки, на мой взгляд, в попытке ее организаторов классифицировать предметы магического обихода. Экспозицию открывает зал «Черная магия», намеренно отделенный от остальных. В еврейской традиции, как, впрочем, и у большинства других народов, практики черной магии, мягко говоря, не приветствовались. «Да не найдется у тебя никого, проводящего сына своего или дочь свою через огонь, ни кудесника, ни волхва, ни гадателя, ни чародея, ни заклинателя, ни вызывающего духов, ни знахаря, вопрошающего мертвых, ибо мерзок перед Господом всякий, делающий это...» (Дварим, 18-я глава). Однако это не мешало жителям Древнего мира в сложных ситуациях искать помощи у магов и чародеев.

«Источник большей части наших знаний о еврейской магии - Вавилон, именно там найдены многочисленные документы, свидетельствующие о традиционных ритуалах черной магии, наведении порчи, наложении проклятий, приворотах», - говорит Меири. Вавилонский Талмуд, например, рассказывает о колдуньях, живших отчужденно от общества. Особенно опасными, по мнению Талмуда, считались женщины, в основном пожилого возраста, сидевшие и, вероятно, колдовавшие на перекрестках дорог.

Арамейско-ивритские магические тексты были найдены на вавилонских чашах, обнаружены в знаменитой Каирской генизе. Несмотря на то, что древние евреи не подражали греко-римским практикам - писать проклятия на свинцовых пластинах, - в «Сефер а-разим», опять-таки обнаруженной в Каирской генизе, содержится рецепт составления проклятья врагов на металлических предметах.

87c3f7d0ee4c35d333914267f9693a59_hamsa.jpg

31772473f2889759df3e43127ad6481a_talisman.jpg

c7b2f11c0f35f3d31b8c9c61881eaf29_amulet  korablia.jpg

В полумраке зала, посвященного черной магии, проявляются искусно подсвеченные маленькие фигурки со связанными руками и ногами - еврейские «куклы вуду», по мнению ученых, использовавшиеся в эротической магии. Старинная книга открыта на рецепте, описывающем один из способов приворота: «Чтобы привлечь любовь, напиши имена на яйце и опусти его в огонь, и пусть, как этот огонь сжигает яйцо, также загорится любовь такой-то к такому-то, и не будет ей покоя, и ни на кого взглянуть она не сможет, пока не возгорится в ее сердце огонь любви». Нескольких минут, проведенных здесь, достаточно для того, чтобы проникнуться сокровенным страхом, который наверняка испытывали наши предки при общении с магами и колдунами.

Но если выполнение ритуалов черной магии требовало определенных знаний и способностей, то для того, чтобы навести на человека сглаз, можно было просто сильно позавидовать. Поэтому древние евреи не на шутку страшились дурного глаза и стремились всячески защититься от его последствий. Люди богатые и успешные старались скрыть свои достижения, дабы не привлечь дурной глаз. «Это верование было настолько сильным, что Талмуде мы находим любопытное утверждение о том, что «из 100 случаев смерти 99 случались из-за сглаза, и только один случай - по естественным причинам», поэтому уже в самые ранние периоды мы находим подтверждение тому, что люди стремились обороняться от дурного глаза», - поясняет Ори Меири.

На выставке представлены зеркала разных форм, найденные в большинстве своем в захоронениях и использовавшиеся для отвода дурного глаза. На гипсовом основании размещается небольшой кусочек зеркала - глаз, улавливающий нехороший взгляд (на арамейском «эйна бишта») и возвращающий его завистнику. И в настоящее время широко распространены всевозможные хамсы. Моя экскурсовод указывает на табличку с полустертой надписью: «А вот многоцелевой амулет византийского периода, изготовленный специально для девушки по имени Яита и призванный защитить ее от высокой температуры, озноба и дурного глаза». Есть талисман, написанный на бумаге и «именем святых ангелов», отводящий буквально все виды глаз, которые только существуют - голубые, зеленые, большие, узкие, глаза женщины и мужчины, глаза юноши и старика... Такие талисманы вешались на стены дома.

Один из наиболее редких экспонатов выставки в зале «Дурной глаз» - круглый мраморный диск, изготовленный 2500 лет назад и обнаруженный в прошлом году на морском дне около Явне-Ям (рядом с кибуцем Пальмахим). Диск, представляющий собой огромный глаз, устанавливался на носу корабля. Остатки краски, которой был нарисован зрачок, сохранились до сих пор. Подтверждение распространенности таких талисманов можно найти на греческих вазах с изображениями кораблей, например, со сценой из путешествий Одиссея.

b5cf0e547c15e2b7ea7bb2b6fd94e8a3_eroticheskaia magya.jpg

Для увеличения нажми на меня!

Не менее важным аспектом древней еврейской магии являлась защита дома. Зал, посвященный теме защиты жилища, устроен как дом, для входа в который нужно переступить через глиняные миски, испещренные спиралевидными письменами и перевернутые верх дном. Эта традиция была широко распространена в Вавилоне талмудического периода, в 5-6-м веках до нашей эры. Заговоренные чаши, закопанные у порога дома или расставленные по углам, служили западней для бесов и злых духов. Языки, использовавшиеся для написания заклинаний, разнятся - но общее у всех то, что заклинания написаны в форме спиралей, от центра к наружному краю чаши. Одна из версий, объясняющих эту последовательность, утверждает, что чтение написанного таким образом заклинания вызывало у беса головокружение. «Более правдоподобное объяснение, - считает Ори Меири, - заключается в том, что так было удобнее писать из-за техники письма. На многих чашах есть и изображения злых духов со связанными руками, что характерно для всех рисунков, изображающих демонов. Их руки всегда скованы, а на одной из современных чаш (19-20-й век, Сирия) изображенная демоница связана не только по рукам, но и по ногам».

Начиная со Средневековья большое распространение получили бумажные талисманы для охраны дома, которые вешались на стены. Заклинания, написанные на бумаге от руки или отпечатанные, одинарные или в четырех вариантах для всех четырех стен, защищали человеческое жилище от нашествия крыс, скорпионов, пожаров и эпидемий. Для разных стран характерны разные стили выполнения, в том числе и дизайнерский элемент. Текст бумажного талисмана из Италии дополнен изображениями танахических сцен, талисман же, найденный в Израиле - изображениями местных святых мест. В центре импровизированного дома подвешено нечто вроде люстры с огромным яйцом внутри. Судя по табличке, амулет был пожертвован синагоге женщиной, страдавшей от бесплодия.

Еще один зал выставки рассказывает о магии, защищающей мать и ребенка. Данная сфера в древности была одной из наиболее развитых из-за всевозможных проблем, сопровождающих процесс беременности и родов, и воспитания младенца в первые месяцы его жизни. Самый большой враг матери и ребенка в еврейской традиции - это Лилит, первая жена Адама, которая после разрыва с мужем поклялась всячески вредить младенцам. На досуге Лилит соблазняет спящих мужчин. Об этом повествуют Талмуд и мидраши.

На всех талисманах, оберегающих мать и дитя, демоница изображена со связанными руками, как и все остальные бесы. Вокруг рисунка написаны заговоры и заклинания с упоминаниями разных ангелов, призванных защищать людей. Чаще всего встречаются ангелы Саной, Сансаной и Самангалоф, специализацией которых является защита именно от Лилит. «В «Алфавите Бен-Сиры» Лилит предстает первой женой Адама, сбежавшей от него из-за сексуальных разногласий, - поясняет Меири. - Настигнутая посланными в погоню ангелами, она утверждала, что создана для того, чтобы губить новорожденных, но вынуждена была поклясться, что не будет вредить младенцам, у изголовья которых увидит изображения или имена задержавших ее ангелов». В одном из средневековых источников упоминается поверье, что смех ребенка во сне - признак того, что с ним играет Лилит, и его нужно щелкнуть по носу, чтобы прекратить наваждение.

Во многих общинах, в основном, восточных, и до сегодняшнего дня сохранился средневековый обычай охранять рожениц и новорожденных от Лилит с помощью нательных амулетов или листков с заклинаниями вроде «Прочь, Лилит!» и именами ангелов (Саной, Сансаной и Саманглоф), прикрепляемых над дверью в комнату роженицы и у изголовья ее постели. Такие амулеты в разных вариантах представлены на выставке. На амулетах из Турции и Ирана изображены три этих ангела. Есть даже талисман - «гет» (разводное письмо) к Лилит, а также книга ангела Разиэля («Сефер Разиэль а-малах»), включающая магические и каббалистические тексты. Да и сам ангел Разиэль считается средством защиты от осложнений, возникающих при родах.

На стендах зала, посвященного личной защите человека, можно увидеть потрясающее воображение разнообразие соответствующих амулетов и талисманов. Один из самых удивительных экспонатов - детская льняная маечка, обнаруженная археологами в Меарат а-игрот, где прятались повстанцы Бар Кохбы. На ее магическое предназначение указывают найденные рядом маленькие волосяные мешочки с органическими веществами, призванными защищать - соль, раковины, крысиный помет. Этот артефакт сохранился благодаря сухому климату Иудейской пустыни.

На украшениях, традиционно выполнявших роль амулетов, собранных на выставке, изображены рыбы, ящерицы, змеи, саламандры. Рыбы олицетворяют плодородие и защищают от сглаза. Хамсы, представленные на выставке, привезены из самых разных стран, в большинстве своем из Северной Африки: Марокко, Туниса, Алжира. Для Марокко характерны хамсы с изображениями змей и ящериц, саламандр. Меири рассказывает: «С течением времени хамса из обычного украшения превратилась в предмет религиозного обихода. Очень часто на талисманах появляется стих «Бен-Порат Йосеф, Бен-Порат але айн».

В еврейской магии придается исключительное значение букве и слову, и этому аспекту посвящен еще один зал выставки «Ангелы и демоны». Для евреев важны не только магические символы, но и магия самого Слова. Оттого здесь демонстрируются самые разнообразные примеры использования сочетания буквы и слов: оригинальный заговор в форме треугольника - амулет Византийского периода с греческим словом Агеос («святой»), где постепенно убирается по одной букве, точно так же, как в знаменитой еврейской мантре, обращенной к рабби Нахману из Умани.

«Археологи находят также обрывки бумаги, обломки утвари, исписанные различными буквами алфавита. Сначала считалось, что это пробы пера каких-то древних писателей, но места, где были найдены подобные артефакты, не слишком подходили для занятий сочинительством, поэтому ученые сделали вывод об их магическом назначении», - комментирует Меири. Очень часто буквы складывались определенным образом, ведь «цируфим» (сочетания букв и слов ивритского алфавита, составленные с определенной, чаще всего магической целью), как считали маги, способны призвать на помощь Высшие силы.

Отдельный зал посвящен магическим и каббалистическим книгам, содержащим конкретные магические рецепты: как заставить кого-то влюбиться, как поссорить супругов и как их помирить, как предугадать заранее, будет ли счастлива та или иная пара, как лечить болезни и как их насылать. Большое значение уделяется рекомендациям относительно того, как забеременеть.

В одной из книг присутствуют знаки, совсем не похожие на буквы. Ори поясняет, что это магические символы из мира египетской и греческой магии, заимствованные магией еврейской: «Здесь можно увидеть, как люди берут что-то извне и пытаются придать ему собственный смысл. Рядом с каждым значком можно увидеть ивритские буквы. Но, скорее всего, это не по-настоящему, потому что при более поздней попытке прочесть их никто особо не преуспел. Скорее всего, это что-то типа фантазии, попытки показать, что есть смысл, но его нет».

Интервью с магистром египтологии Ори Меири, куратором выставки «Ангелы и демоны: заклинания и амулеты в еврейской традиции»

- Ори, на вашей выставке много книг, содержащих конкретные магические рецепты: как заставить кого-то влюбиться, как поссорить супругов и как их помирить, как лечить болезни и как их насылать... Где были найдены все эти книги?
- Как только мы открыли эту выставку, нам начали звонить и сообщать о старинных книгах. Большинство книг, представленных на выставке, принадлежат очень серьезному коллекционеру, специализирующемуся на древней иудаике.

- Почти все?
- Нет. Более современные книги. Более древние - из разных музеев, из Управления древностей. «Сефер Разиэль а-малах», датированная 1741-м годом и отпечатанная в Амстердаме, была дана Адаму самим ангелом Разиэлем. Только из одного имени этого ангела можно понять, что он относится к миру магии и мистики. «Раз» - это «сод», секрет, тайна. А вот современная магическая книга, изданная в 2008 году, ее автор Ицхак Мизрахи, современный маг, который делает амулеты, привозит разные магические вещества из Марокко.

- В те времена люди искали кого-то, кто понимал во всех этих вещах...
- То же самое происходит и сегодня. Это целая область для исследований. Люди, предлагающие подобные услуги, считают себя обладателями определенной силы. Или у них был кто-то в семье и это передалось с генами, или они много учили и знают, или у них было какое-то откровение, повлиявшее на их занятия магией.

- А много ли в современном Израиле магов?
- Да, их достаточно много.

- Но как магия сочетается у евреев с верой в единого Б-га?
- Действительно, с точки зрения Торы существуют опеределенные запреты, но исследователи Торы скажут, что всегда существуют нюансы. Отдельные цитаты, безусловно, запрещают магическую практику, но есть мнение, что запрещена лишь черная магия, а вот магия, связанная с врачеванием, как раз наоборот. Этому есть много подтверждений в Талмуде и в книгах мудрецов. Первое - вера в демонов и злых духов существует у евреев давно и прочно, еще со времен Первого Храма, и на практике это не вступает в противоречие с монотеизмом. Единственное, что в иудаизме почти не делается - не существует заклинаний Именем самого Б-га. Можно заклинать именами ангелов, но имя Всевышнего не используется.

- Вашу выставку посещают религиозные люди?
- Да, они приходят на выставку, рассматривают экспонаты и… полностью отрицают наличие магии в иудаизме. С другой стороны, есть большие раввины, которые верят в это - и не только верят, но и практикуют магию, делаю камеи, например, рав Бацри, Ифельган, покойный рав Кадури. Один мой знакомый, вернувшийся в лоно религии, рассказывал мне, что рабби Нахман говорил: плавник рыбы - это «сгула». Что такое «сгула»? Это вещь, которая способна что-то сделать, повлиять на происходящие процессы. И данная вещь существует в природе, созданной Б-гом. И если мы воспользуемся этим, то это лишь усилим наши собственные силы, которые также даны нам Б-гом. Плавник рыбы поможет нам противостоять дурному глазу, и это нам дает Всевышний. Другими словами, совершить магическое действие - это воспользоваться чем-то уже существующем в мире, созданном Б-гом, обратив это в нашу пользу и на наше благо. А с другой стороны, если черная магия запрещена однозначно, то как тогда рассматривать такой ритуал, как «пульса де-нура», который совсем недавно проводили уважаемые в религиозном мире раввины?

- Большинство представленных на выставке экспонатов - из восточных стран. Как обстояло дело в Европе?
- В ашкеназском мире магия тоже существовала, просто у восточных евреев больше развита культура талисманов-украшений. У ашкеназов больше книг, бумажных амулетов.

- У ашкеназов тоже была развита практика заимствований в магической сфере, как и у «мизрахим»?
- Магия - это традиция, потому что магические проявления присутствуют не только на Востоке или в Европе, все герои магических заклинаний и заговоров встречаются и там, и там. Вот, к примеру, книга, которую написал в 19-м веке дед моего деда в Курдистане. В ней мы видим те же темы, что и в книгах, написанных в других странах, а ведь тогда не было такой связи, как сейчас. Как есть заповеди, которые одинаковы для евреев, живших по всему миру, так существует и магическая традиция, пронизавшая все общины в диаспоре. Вообще, это требует более серьезного исследования. Практически до последнего времени магия оставалась вне сферы серьезных исследований. Именно сейчас наблюдается некоторое пробуждение, есть несколько уважаемых ученых, занимающихся этим - ведь магическая традиция насчитывает три тысячи лет!

- Реально ли найти первоначальный источник, что называется, начало начал?
- Ангела Саноя, защищающего от Лилит, и других родственных ему ангелов можно увидеть в образах Суни, Сусуни и Снигли на нееверейских талисманах византийского периода. По видимому, откуда-то они пришли. Есть мнения, что можно выстроить определенный маршрут их странствий по магическим традициям. В этом году вышла книга доктора Валаари о еврейской магии античного периода. Кроме того, он посещает современных магов и исследует их деятельность. Но нет серьезной бибилиографии. Вот и наша выставка - первая и пока единственная в своем роде.

Подавляющее большинство экспонатов спрятано от посетителей выставки под толстым стеклом, но приблизиться к источникам позволяет одна из древних магических книг из Марокко, переведенная в дигитальный вид. Книгу можно полистать, не боясь повредить ценный экспонат. Изображения ангелов выглядят, как хасиды или африканские рисунки.

- Почему рисунки, изображающие ангелов и демонов, столь примитивны?

- Я бы не стала называть этот рисунок примитивным. Действительно, есть в нем какая-то детскость, но думаю, что речь идет о неумении рисовать. Может быть, в этом заключен какой-то глубокий смысл, а может, примитивизм рисунка объясняется тем, что рисовали дети, так как только дети могут видеть бесов. Кроме того, из истории древнего Египта я знаю, что во многих случаях рисуют страшные вещи или явления в форме карикатуры, чтобы снизить уровень угрозы. И как есть сила слова, так существует сила изображения. В христианской традиции изображения демонов преследуют совершенно иную цель - напугать. Задача еврейской магии - обеспечить человеку ощущение безопасности, поэтому достаточно нарисовать демона схематически, но со связанными руками, и окружить заклинаниями. И цель будет достигнута.

- Не связано ли это с иудейской традицией не создавать изображений?
- Люди, занимавшиеся магическими практиками, были уверены в том, что действуют от имени Б-га и религии. Все представленные здесь книги и амулеты не были отделены от религии, ведь раньше не было такого понятия - светский человек. Очень многие магические рецепты взяты из каббалистических книг, и нужно быть по-настоящему верующим человеком, чтобы убедить себя в том, что ты можешь воспользоваться этой силой, основанной на вере.

Элеонора Хризман

Фото предоставлены пресс-службой Музея библейских стран в Иерусалиме

 


 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment