wildgrass (wildgrass) wrote in culture_il,
wildgrass
wildgrass
culture_il

Categories:

Новое прочтение Стравинского

Оригинал взят у wildgrass в Новое прочтение Стравинского
Любители искусства разделяются на приверженцев классики во всех ее проявлениях и приверженцев современных методов, проявляющихся и при трактовке произведений прошлых лет, и при создании новых. Жизнь не стоит на месте, вырастают новые поколения, взращенные на высоких информационных технологиях, и для привлечения их к настоящему искусству нужны иные подходы. Никто не отменяет классику, но новое прочтение известных произведений, посвящение им, выраженное совершенно оригинальными методами, - не может не привлекать внимания.
Акрам Хан - известнейший хореограф из Лондона в эти гастроли привозит нам свою работу 2013 года, названную "iTMOi" - "In the Mind of Igor" – "В сознании Игоря", посвященную "Весне священной" Стравинского. Название и год создания балета – год столетия со дня рождения великого композитора.


Стравинскому однажды приснился сон: древний, старославянский обряд, на протяжении которого молодая девушка, в кругу старцев-жрецов, танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну. В состоянии полнейшего исступления она отдает весеннему богу все свои жизненные силы до последней капли. Девушка умирает во время мистического ритуала Танца Весны, добровольно принося себя в жертву ради воскрешения природы.

Этот магический сон лег в основу одного из легендарнейших произведений XX века «Весна священная» великого русского композитора Игоря Стравинского. Соавтором Стравинского стал художник, писатель, археолог, путешественник и мистик Николай Рерих.

Значимость балета «Весна священная» была настолько велика, что она была включена в список из 27-и музыкальных произведений, записанных на золотой пластинке «Вояджера» — первой фонограммы, отправленной в открытый космос за пределы солнечной системы для внеземных цивилизаций.

И если "iTMOi» расшифровывается как «In the mind of Igor» — «В сознании Игоря», то это говорит о том, что Акрам Хан сделал попытку представить его внутренний мир. Передать впечатление, а не пересказывать биографию.
В своем интервью на вопрос о том, кто виноват, если зритель все же выходит в недоумении с постановки или из музея: художник, который не смог донести свою светлую мысль, или зритель, у которого недостаточно высокий культурный уровень, Акрам Хан отвечает:

"Бывает эксклюзивное искусство только для определенной прослойки. И тогда поймут не все. И тут уже вопрос к художнику или артисту, хочет ли он, чтобы его поняли все. Но мое личное мнение, что по-настоящему сильное искусство не требует объяснений. Оно будет вызывать сильное чувство у каждого. Шедевры мировой культуры вызывают трепет у всех, потому они и шедевры. Барышников и Нуреев — им нет равных. Они трогают всех."

Акрам Хан не впервые приезжает в Израиль. Он бывал у нас несколько раз и в каждый свой приезд показывал новые работы, друг от друга отстоящие столь же далеко, сколь далеко Англия расположена от Бангладеша, откуда родом его семья. Общий у всех его работ экзотический знаменатель: классический индийский танец катхак, возведенный им в модерный хореографический супер-сюрреализм.

Зародился танец катхак как производное от танцевальных драм древней Индии и долгое время существовал при храмах. А слово "катхак" происходит от "катхой", что означает "искусство рассказывать истории". В Индии существовала особая каста профессиональных танцоров-рассказчиков, украшавших свое повествование пением, музыкой, элементами танца и актерской игрой.

Считается, что катхак давно утратил религиозный дух, и его акцент смещен в абстрактную область смеси эстетики и красоты, изучения движения. Но Акрам Хан уверен, что духовным содержанием этот сложный, ритмический и впечатляющий танец наполняют исполнители, умеющие танцевать все стили - от традиционного классического до модерн-данса, который Акрам Хан замешивает на текстах из Махабхараты и этнической музыке, объединяя балетные движения, имеющие разные значения и происхождение.

Акрам Хан - экстремал в танце и в то же время донельзя традиционен, переводя впечатления детства (хотя родители Акрама родом из Бангладеш, сам он родился уже в Уимблдоне) в европейскую современную балетную транскрипцию. Автобиографичность его спектаклей очевидна - язык может соврать и промолчать, тело уже нет. В Великобритании Акрама Хана считают "танцующим гуру", учителем "новой духовности". Блистательно владея техниками индийского танца, которому уже пятнадцать столетий, и современной хореографии, он приводит отточенные веками изящные позы и жесты в соответствие с нынешним мышлением, с новой эстетикой.

Вот и историю Стравинского Акрам Хан рассказывает на свой лад, складывая новую сюрреалистическую "Весну священную", свой спектакль без слов, из динамики классической музыки и узоров эмоций, из экспрессии и танца смерти и жизни, тленности тела и рождения души, из воображения и мира звуков, созданного современными композиторами Нитином Сауней, Джослином Пуком и Беном Фростом (только в финале балета "iTMOi" звучит музыка Стравинского, знаменитая тема гобоя – "Пробуждение весны").



Спектакль Хана, посвященный создателю "Весны священной" – не очередная постановка на знаменитую музыку, а полностью оригинальное сочинение: музыку к нему писали вышеупомянутые композиторы, а к стилю "катхак" добавлены танец дервишей, испанское фламенко и японский танец буто, и потому "Весна священная" Акрама Хана представляется обобщением всего мирового ритуала танца.



В "iTMOi" - спектакле-памяти о Стравинском, Акрам Хан использовал его музыку как ключ-руководство для путешествия по карте нового балетного мира. Премьера "iTMOi" прошла в мае 2013 года в Гренобле, а затем в центре искусств Sadler’s Wells в Лондоне, на базе которого вот уже пятнадцать лет и существует ансамбль Акрама Хана.


Акрам Хан родился в 1974 году, он - любимец британской критики, отмеченный многочисленными наградами, и считается "самым сладким плодом" британского урожая современного танца. У него легион почитателей.

Хан сотрудничает с современными художниками и дизайнерами. Его постоянный композитор Нитин Сауней, говорит, что цель Акрама Хана - создать новое "индозападное" объединение в музыке и танце, которое "исследовало бы религию, политику и совокупность англо-азиатского опыта". Кстати, подобным колониальным экспириенсом занимался и Николай Рерих – и напомню, именно он создал декорации и костюмы для самой первой постановки "Весны священной" в легендарной хореографии Нижинского в 1913 году в Париже.

Акрам Хан дебютировал на сцене в тринадцать лет в спектакле, изменившем историю европейского театра, - в "Махабхарате" Питера Брука. Спустя несколько лет он уже работал с выдающейся бельгийской танцовщицей и хореографом Анной Терезой Де Кеерсмакер. В 1990-х Акрам Хан уже сам ставил свои сольные номера, а через десять лет создал собственный коллектив Akram Khan Company. Хан работал с актрисой Жюльетт Бинош, с великой балериной Сильви Гиллем, Тимми Ипом - художником фильма "Крадущийся тигр, затаившийся дракон", возобновлял сотрудничество с Питером Бруком. Akram Khan Company выступала на открытии Лондонской Олимпиады в 2012 году.

«iTMOi» – «В сознании Игоря» – это уникальная всемирная постановка, позволяющая проникнуть в голову одного из величайших русских композиторов, и вместе с ним принять участие в созидании культового произведения, являющимся частью не только русского искусства, но и мирового наследия. Премьера, прошедшая с ошеломительным успехом в Лондоне и Москве, теперь и в Израиле. Грандиозное событие мирового масштаба на сцене Израильской оперы не оставит ни одного истинного ценителя искусства равнодушным.
Всего четыре выступления ожидают израильскую публику на сцене Израильской оперы:

29.4.2015 среда, 20:00
30.4.2015 четверг, 20:00
1.5.2015 пятница, 13:00
2.5.2015 суббота, 21:00

Заказ билетов в кассах:

"Браво", по тел.*3221
Израильская опера, по тел. 03-6927777
Агентство "Бимот", по тел. *6226

Цена билетов - от 150 шек. до 299шек.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments