karga_golan (karga_golan) wrote in culture_il,
karga_golan
karga_golan
culture_il

Categories:

«iTMOi» – «В сознании Игоря»: неожиданный Стравинский Акрама Хана



“Чем больше я знаю о танце, тем страшнее мне становится”.
Из интервью с Акрамом Ханом – хореографом и режиссером-постановщиком балета.



В 2013 году произведению Стравинского «Весне священной» исполнилось ровно сто лет, и это событие отмечалось по всему миру фестивалями и десятками премьер новых версий балета. Но особенное внимание критиков привлекла одна нестандартная и оригинальная интерпретация великого шедевра: Акрам Хан, известнейший хореограф из Лондона, создал потрясающую постановку по мотивам балета Стравинского под названием «iTMOi», расшифровывающаяся как «In the Mind of Igor» – «В сознании Игоря».

Стравинскому однажды приснился сон: древний, старославянский обряд, на протяжении которого молодая девушка, в кругу старцев-жрецов, танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну. В состоянии полнейшего исступления она отдает весеннему богу все свои жизненные силы до последней капли. Девушка умирает во время мистического ритуала Танца Весны, добровольно принося себя в жертву ради воскрешения природы. Этот магический сон лег в основу одного из легендарнейших произведений XX века «Весна священная», написанная Игорем Федоровичем Стравинским, великим русским композитором, в соавторстве с Николаем Константиновичем Рерихом – художником, писателем, археологом, путешественником и мистиком.

Успех балета, премьера которого состоялась 29-го мая 1913-го года, был, в конечном итоге, ошеломительным. Признание, как это часто бывает в мире искусства, пришло не сразу, но, со временем, произведение великого маэстро заняло достойное место в пантеоне мирового наследия. Значимость балета «Весна священная» была настолько велика, что она была включена в список из 27-и музыкальных произведений, записанных на золотой пластинке «Вояджера» — первой фонограммы, отправленной в открытый космос за пределы солнечной системы для внеземных цивилизаций.

Постановка Акрама Хана, которая будет показана в конце апреля в Тель-Авиве, отличается не только достаточно вольной интерпретацией оригинала, но и измененным ракурсом хода событий: талантливый хореограф задался целью проникнуть в недра разума великого маэстро и попытаться передать его внутренний мир во время постановки «Весны священной». С помощью этого нестандартного хода режиссер приоткрывает для зрителя временно-пространственную завесу и, перенося его в сознание Стравинского, позволяет ему заглянуть в происходящие творческие, психологические и духовные процессы, которые, по мнению культового хореографа, вдохновили великого композитора и сопровождали весь процесс созидания.

В основе удивительной постановки Акрама Хана лежит принцип парадокса, который задает тон всему произведению. Он создает на сцене настоящий хаос, который подчеркивает человеческую тенденцию смешивания диаметрально противоположных понятий: смысл и абсурд, красота и уродство, свобода и рабство, справедливость и ее отсутствие. Хан, по сути, исследует человеческую природу, в которой он использует образ Стравинского как путеводную нить.
Оригинальность грандиозной постановки отражается не только в сюжете, но и в сценической динамике, а заложенная в саму суть произведения основная идея хаоса, из которого рождается все сущее, получает свое выражение непосредственно в хореографической пластике: труппа из одиннадцати танцоров выполняет сложнейшие хореографические комбинации, созданные Ханом из слияния нескольких стилей – испанского фламенко, современного японского танца буто, интерпретации классического индийского стиля катхак и танца дервишей. Таким образом, идея обобщения всемирной человеческой сути обретает свою целостность во всех аспектах постановки.

К созданию своего произведения Акраму Хану удалось привлечь трех известных современных композиторов: Нитина Саунея, Джослин Пок и Бена Фроста. Каждый из них внес свою лепту в создании общей музыкальной линии, сотканной из разнообразных музыкальных стилей и направлений, и каждый из них привнес неповторимый колорит и насыщенность.

Акрам Хан и его труппа, руководителем и арт-директором которой он является, имеют статус резидентов лондонского театра Sadler’s Well. Сам Хан, уроженец Бангладеша, родился в 1974-ом году, и, несмотря на возраст, является одним из самых востребованных и почитаемых хореографов в Британии. Всемирную известность он приобрел благодаря своей виртуозной и динамичной пластике и постановкам, носящим космополитический характер. В его послужном списке числится множество сотрудничеств со всемирно известными деятелями искусств, среди которых французская актриса и обладательница премии «Оскар» Жюльет Бинош, популярная австралийская певица Кайли Миноуг, лауреат премии Тернера скульптор Аниш Капур, американский композитор, один из первых авторов музыки в стиле минимализма Стивен Райх и многие другие. Кроме сценической деятельности Хан так же принял участие в хореографической постановке церемонии открытия олимпийских игр в Лондоне. Яркий и необычайно талантливый хореограф был удостоен множества наград и премий, среди которых выделяются престижные премии лондонского Центра искусств Саут Бэнк в категории балета (2011 г.), Театрального сообщества Лондона им. Лоуренса Оливье в категории балета (2012 г.) и Британского клуба критиков в категории балета (2012 г.).

Его стиль – как все и всегда в наши времена – микс: от традиционного классического индийского танца катхак до модерн-данса. Влияние катхак, древнего индийского танца, очевидно, но его движения вливаются в современную хореографию и обретают совершенную форму. Хан объединяет танцевальные движения, которые имеют разные значения и происхождение.
Акрам Хан - экстремал в танце и в то же время донельзя традиционен, переводя впечатления детства в европейскую современную балетную транскрипцию.В Великобритании Акрама Хана считают «танцующим гуру», учителем «новой духовности». Блистательно владея техниками индийского танца, которому уже пятнадцать столетий, и современной хореографии, он приводит отточенные веками изящные позы и жесты в соответствие с нынешним мышлением, с новой эстетикой.
Акрам Хан - любимец британской критики, отмеченный многочисленными наградами, и считается "самым сладким плодом" последнего британского урожая современного танца. У него легион почитателей, что неудивительно, потому как классические традиции танца северной Индии хореограф постигал с юных лет, обучаясь у знаменитых мастеров древнеиндийского танца катхак. Позже он изучал современные европейско-американские техники в танцевальных школах Великобритании. Стиль его спектаклей есть не что иное, как синтез (а точнее его поиск) различных выразительных средств. Амплитуды движений предполагают все, что угодно, но только не академическую манеру. Стиль Хана – почти разговорный, стиль движений с ярким, точным, узнаваемым содержанием и смыслом. Но его пластика абсолютна непохожа на утомительную хаотичную механическую болтовню чересчур экспрессивных танцовщиков, тех многих, что пытаются расширить и без того широкие ныне связи Востока и Запада. Как и Шен Вей, Хан сотрудничает с современными художниками и дизайнерами. Его постоянный композитор, Нитин Сауней, говорит, что цель Акрама Хана - создать новое "индозападное" объединение в музыке и танце, которое "исследовало бы религию, политику и совокупность англо-азиатского опыта".

Спектакль «iTMOi» – «В сознании Игоря», премьера которого прошла с ошеломительным успехом в Лондоне и Москве, теперь приезжает Израиль. Всего четыре выступления на сцене Израильской Оперы:
• 29.4.2015 среда, 20:00
• 30.4.2015 четверг, 20:00
• 1.5.2015 пятница, 13:00
• 2.5.2015 суббота, 21:00
Заказ билетов в кассах:
• "Браво",.*3221
• Израильская опера, 03-6927777
• Агентство "Бимот", *6226
Официальный трейлер постановки:

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments