wildgrass (wildgrass) wrote in culture_il,
wildgrass
wildgrass
culture_il

post

Оригинал взят у wildgrass в post
"Думал обо всем понемногу: о зеленых полях, розовых облаках, пасущихся овцах, хороших временах, а особенно усердно - о том, какие у меня будут отличные снимки. Роберт Капа"

В Тель-Авивском музее искусств 19 февраля открылась выставка, посвященная творчеству легендарного фотографа Роберта Капы.
Трудно рассказать о нем коротко. Он прожил так мало, но жизнь его была такой яркой, такой богатой на события, о нем столько рассказывают и вспоминают.

"Он был красив, с густой шевелюрой, этот еврей из Будапешта. И чертовски обаятелен, о чем всегда знал. Его короткую жизнь — 41 год всего, полную любви, трагедий, войн, случайностей и авантюр, что так просилась в роман — и он таки был написан, — перенесли на экран. «Если ваши фотографии недостаточно хороши — значит, вы были недостаточно близко», — утверждал основатель знаменитого фотоагентства «Magnum Photos» Роберт Капа. Он сам слишком приблизился к действию, к линии фронта, к тому решающему моменту. И подойдя почти вплотную, пренебрежительно бросил: «Как скучен и незрелищен бой».
Он был человеком, ненавидевшим войну и показавшим миру её лицо.


До 1934 года Роберт Капа никогда не существовал – его имя выдумала Герда Таро, а функции приходилось выполнять Андре Фридману, таково было его настоящее имя. Молодому человеку пришлось немало потрудиться, чтобы не уронить честь американского «асса фоторепортажа». Но вскоре ему надоело купаться в лучах чужой славы и он «покончил с заокеанским гением», оставив себе его уже ставшее известным имя в качестве псевдонима. «Роберт Капа родился в Париже в возрасте 22-х лет», – говорил он позднее.

Андре родился 22 октября 1913 года в Будапеште в обеспеченной еврейской семье. В 1931 году он уезжает в Берлин, где начинает изучать социологию и журналистику. Здесь он впервые узнает, что такое бедность и в начале 1932 года принимает судьбоносное решение – стать фотографом. Разумеется, не просто фотографом, а фотожурналистом: это была «профессия близкая к журнализму, очень подходящая для тех, кто не очень хорошо владел языком». Кстати сказать, за свою жизнь Роберт Капа изучал семь языков и все (кроме родного венгерского) знал одинаково плохо.
Молодой венгр устроился в фотоагентство «Дефот», снабжающее фотографиями многие иллюстрированные журналы. Некоторое время он работал лаборантом, потом снимал различные политические мероприятия; в ноябре 1932 года в Копенгагене освещал митинг с участием Льва Троцкого. Здесь он впервые проявил качества, которые позднее сделают его одним из величайших фоторепортеров столетия.



Троцкий запретил фотографировать, и ни один человек с камерой не смог приблизиться к трибуне. Но никто не обратил внимания на 19-летнего паренька с миниатюрной Лейкой в кармане, который беспрепятственно подошел вплотную к оратору и сделал несколько кадров. Это был его первый крупный репортаж, который напечатали многие издания.

Летом 1936 года в Испании вспыхнула гражданская война. Интерес к этому событию по всему миру был огромным и вслед за военными, агентами и искателями приключений туда тысячами слетались журналисты и фотографы. Там оказались и Роберт Капа и Герда Таро. Утро 5 сентября – одного из самых значительных дней в своей жизни – он встретил в окопе в ожидании атаки марокканских добровольцев, отличающихся необыкновенной смелостью и жестокостью. «В тот день нам всем было очень страшно», – вспоминал фотограф позднее, – «Мы знали, что франкисты стреляли из новых автоматов. Количество убитых республиканцев исчислялось десятками. Я целый день так и просидел в окопе. Когда началась атака республиканцев, я высунул из окопа свою Лейку, а когда услышал автоматную очередь, вслепую нажал на пуск».

Фотография была напечатана 23 сентября в журнале «Vu», позднее ее перепечатал «Life» и многие другие журналы по всему миру. Полное ее название довольно сложно запомнить, поэтому обычно ее называют: «Падающий Республиканец» или «Смерть Солдата Лоялиста». Этот снимок до сих пор считается лучшей работой Роберта Капы и по совместительству лучшей военной фотографией всех времен и народов.
Об этой фотографии до сих пор ведутся споры, некоторые считают ее постановочной. Но суть ее от этого не меняется.

Скульптура Игаля Тумаркина по мотивам снимка Р.Капы «Смерть республиканца», Нетания.
9 января 2011 года Международный Центр фотографии в Нью-Йорке впервые показал содержимое так называемого «Мексиканского чемодана» Роберта Капы.
Содержимое «чемодана» состоит из снимков Капы, Герды Таро и Дэвида Сеймура, сделанных во время боевых действий в ходе Гражданской войны в Испании.
В 1939 году, когда фашистские войска вошли в Париж, Капа передал архив своему ассистенту, который, в свою очередь, попросил знакомого чилийца спрятать негативы в посольстве Чили. Затем они непонятным образом перешли к послу Мексики в коллаборационистском правительстве Виши Франциско Агилару Гонзалесу.
Он увез их в Мексику. Несколько лет назад режиссер Бенхамин Тарвер обнаружил архив в числе предметов, перешедших к нему по наследству. Он вступил в переговоры с Центром фотографии в Нью-Йорке, и в 2007 году передал их в качестве дара.
Легендарный чемодан, правда, оказался не чемоданом, а тремя картонными коробками.
Он вернулся во Францию, но в 1939 году началась Вторая мировая война, и Роберту вскоре пришлось бежать из страны. И снова Америка. Журнал «Лайф» охотно принял на работу знаменитого фотографа. Капа рвался на фронт и добился своего — его назначили корреспондентом при американской армии. Он снимал сражения в Северной Африке, на Сицилии, в Италии, во Франции и Германии, участвовал в высадке союзников в Нормандии. Битва в Нормандии была кровавой, и Капа сумел это запечатлеть.



«Утром мы пришвартовались в Веймаусе. Я узнал, что второй военный фотограф, допущенный к съемке Нормандской операции, вернулся двумя часами ранее. Он вообще не покидал корабль,и берега даже не коснулся. Сейчас он вез в Лондон свои страшно сенсационные материалы.Через неделю я узнал, что фотографии, снятые мной в секторе Easy Red, признали лучшими снимками высадки в Нормандии».
Но работник фотолаборатории так волновался, что при просушке перегрел негативы. Эмульсия поплыла прямо на глазах у сотрудников лондонской редакции Life. Из ста шести фотографий спасти удалось только восемь. Подписи к фотографиям, размытым из-за перегрева, гласили, что у Капы ужасно тряслись руки. Но даже эти испорченные кадры считаются шедеврами фотографии.

В 1947 году писатель и журналист Джон Стейнбек и военный фотограф Роберт Капа решили совершить путешествие по Советскому Союзу. Был намечен маршрут: Москва – Киев – Колхозы им. Шевченко – Сталинград – Грузия. Когда в США стало известно, что они направляются в СССР, журналистам пришлось выслушать множество колючих реплик.




Роберт Капа сделал интереснейшую серию снимков, запечатлевших период послевоенной разрухи и восстановления, быта людей в послевоенные годы.

Судьба еврейского государства, конечно, не могла оставить этого человека равнодушным. Хоть он и устал от войны, но пропустить рождение Израиля он не мог. В мае 1948 года, когда Израиль провозгласил независимость, Капа оказался в Тель-Авиве.











Он снимал политиков и кибуцы, палаточные городки новых иммигрантов и сражения Войны за независимость, а год спустя вновь вернулся туда, стремясь заснять каждый день нового государства.
В то же время его знакомство с Герри Картье-Брессоном, Дэвидом Сеймуром, Джорджем Роджером и Вильямом Ваном вылилось в рождение MagnumPhotos. Единственное и неповторимое международное агентство для фриланс-фотографов.



Хэмингуэй после аварии

Пабло Пикассо с сыном

Пабло Пикассо и Франсуаза Жило
В промежутках между войнами Капа вовсю наслаждался славой. Общительный и весёлый, он был всегда окружен друзьями — знаменитыми актёрами, писателями и художниками. Он играл на скачках, проводил ночи за покерным столом и бродил по ночным клубам. И даже поклялся никогда больше не снимать войну.

Но в 1954 году, когда Капа был на съёмках в Японии, журнал «Лайф» попросил его отправиться в Индокитай: уже много лет вьетнамцы воевали там с французскими колонизаторами. Утром 25 мая 1954 года Капа соскочил с джипа и бросился в поле, чтобы снять оттуда наступление французского отряда. Раздался взрыв — Роберт Капа наступил на мину. Он умер с фотоаппаратом в руках, верный своему девизу: «Если тебе не удалось что-то снять — значит, ты подошёл недостаточно близко».

Известие о гибели Роберта Капы сразу облетело весь мир. Узнав об этом, находившийся тогда в Мадриде Эрнест Хемингуэй написал: “Для всех, кто знал его, непонятно, как так случилось, что случай одолел его, где он тогда находился... Он был всегда таким живым, что я никак не могу привыкнуть к мысли о его смерти”.

Из Ханоя гроб с погибшим доставили в США. Его мать отказалась от предложения похоронить сына на американском кладбище в Арлингтоне, объяснив, что он всегда ненавидел войну.
Роберт Капа был похоронен на кладбище в Нью-Йорке, и на могиле фотохудожника написано лишь одно слово: “Шалом” Мы знаем значение этого слова.

На выставке можно будет увидеть его фотографии, посмотреть фильм "Роберт Капа - в любви и на войне", который я пыталась скачать, не зная, что его можно будет посмотреть на выставке.
Каждый год OverseasPressClub вручает фотожурналистам награду имени Роберта Капы.Золотая медаль имени Роберта Капы является одной из самых престижных международных наград. Ее вручают за лучший фоторепортаж, потребовавший исключительной храбрости и инициативы фотографа.
Невозможно рассказать о нем так много как хотелось бы. Но кто заинтересуется этим неординарным человеком, к его услугам масса информации в Интернете.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments