wildgrass (wildgrass) wrote in culture_il,
wildgrass
wildgrass
culture_il

Сцены из римской жизни

Оригинал взят у wildgrass в Сцены из римской жизни
В этом году зимний сезон балует нас оперными и балетными спектаклями в постановке известных мастеров искусств и в исполнении талантливых артистов из разных стран мира.
В феврале в Израиль приезжает знаменитый московский Театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева. Нас ждет поистине грандиозное зрелище! Спектакль на ставшую уже классической музыку Хачатуряна, объявленный критиками самым красивым скандалом балетного искусства XXI века, будет представлен в Беэр-Шеве, Хайфе, Иерусалиме и Тель-Авиве.
"Все жанры, кроме скучного!" — вот девиз Театра Классического Балета, поэтому особенностью постановки каждого произведения в театре является стремление сделать любую историю понятной и интересной людям всех возрастов, национальностей и конфессий.


Труппа балета была сформирована в 1966 году при содействии Министерства культуры СССР, и возглавил её прославленный Игорь Моисеев. Репертуар включал тогда фрагменты из классических балетов и хореографические миниатюры в постановке Голейзовского, Мессерера и самого Моисеева. В 1977 году Игорь Моисеев передал художественное руководство Владимиру Василёву, ученику Асафа Мессерера, а главным балетмейстером стала Наталия Касаткина, ученица Марины Семёновой. Приход новых руководителей принципиально изменил творческое направление труппы, которая из концертного коллектива превратилась в балетный театр.

Что касается балета "Спартак", то в мире существует до полусотни его версий. В России - меньше десятка, а в Москве до недавнего времени было три. Четвертый по счету «Спартак» - явно стал самым роскошным из всех. Особенно на фоне предпоследнего, знаменитого «Спартака» от Юрия Григоровича, спектакль которого Большой театр до сих пор называет своей визитной карточкой. Визитка была сделана весьма суровым дизайнером. Даже оргии древнеримских патрициев с куртизанками у Григоровича смахивали на мелкие шалости неприхотливых гуляк.
"В свое время Араму Хачатуряну, конечно, не могла не понравиться работа Юрия Григоровича – спектакль очень хороший, с отличной драматургией. Но при этом он страшно огорчался из-за того, что он написал 5-часовой балет а в постановке Григоровича была использована не вся музыка.
Поэтому мы использовали музыку, которая была в самых первых постановках - у Якобсона и Моисеева. Она непривычна для публики – скажем, в Сочи зрители спрашивали у билетеров, почему музыка «не спартаковская»? На самом деле, это все из «Спартака», но на 30% использована та музыка, которой нет в последней, ставшей привычной постановке"
.
Партитура этих фрагментов эксклюзивно предоставлена Касаткиной и Василёву наследниками композитора.

В новом «Спартаке» - все наоборот. «Спартак» Касаткиной и Василёва - это, безусловно, классический балет, но по-настоящему современный.
Постановщики стремятся передать стиль, настроение, трагическую и чувственную, скорее даже эротическую атмосферу той эпохи, эпохи блистательного упадка Рима. «Невинной в этом спектакле осталась только собачка», - писал в 2002 г. неизвестный ныне критик после премьеры балета «Спартак». Критика бушевала так же яростно, как и зал по окончании спектакля.

Нам, конечно, поведают о борьбе рабов за свободу. Но главный герой здесь - не столько монолит, одержимый одной идеей, сколько сильный духом и телом красавец, не лишенный, впрочем, обыкновенных страстей - желания власти в обществе и в любви. Конфликт Красса и Спартака развернется в обстановке роскоши исторического блокбастера напополам с «Сатириконом Феллини».





Сатурналии сменят вакханалии и наоборот. Оккультные церемонии с кровью девственниц плавно перейдут в жестокие гладиаторские бои, поставленные с особым размахом. Для балета заготовлены маски египетских богов, золоченые лавровые венки, бойцовские доспехи, набедренные повязки, блестящие серебром, и высокие котурны, из-за чего походка неизбежно становится вычурной и слегка вызывающей.
Хореографы также ввели сцену, в которой Спартак обучает рабов ратным ремеслам, - яркую, эффектную и очень выигрышную, дающую возможность танцорам продемонстрировать все свою богатую и безупречную хореографическую технику.
Кстати, приемам аутентичного римского боя артистов балета обучал профессиональный российский каскадер Александр Малышев.

Этот спектакль навсегда останется в балетном искусстве самым красивым скандалом начала века. 300 потрясающих своей роскошью костюмов Елизаветы Дворкиной, 6 тонн уникальных декораций по эскизам Иосифа Сумбаташвили (их собирают более восьми часов!), игровое оружие, изготовленное на известнейшей ювелирной фабрике - все для того, чтобы показать чувственный, страстный стиль эпохи блистательного упадка Рима.

Хореографы Наталья Касаткина и Владимир Василев не видят ничего плохого в «голливудском» уклоне балета: в конце концов, музыка Арама Хачатуряна вовсе не прямоточно-героическая, а пряно-чувственная. Недаром она звучала в костюмном фильме «Калигула».

"Мы всегда считаем, что артисты – это наши соавторы,- говорит Наталья Касаткина, подчеркивая значение мастерства исполнителей.- Половину срока до премьеры мы владеем всей ситуацией, все показываем, объясняем, как должно быть. Затем артисты начинают предлагать свое видение, поскольку они овладевают своими ролями и лучше понимают героев, которых играют. Хореография остается той же, но настроение каждый артист выбирает сам".

Неординарную, увлекательную и страстную хореографическую постановку «Спартак», в лучших римских традициях исполненную Театром классического балета Касаткиной и Василёва, в Израиле можно будет посмотреть в четырех городах:

19 февраля, в четверг, в 20.00 - в Беэр-Шеве («Центр сценических искусств»);
20 февраля, в пятницу, в 21.00 - в Хайфе («Центр конгрессов»);
21 февраля, в субботу, в 20.30 - в Иерусалиме (зал «Биньяней а-Ума»);
22 февраля, в воскресенье, в 21.00 – в Тель-Авиве (зал «Бейт а-Опера»).
23 февраля, в понедельник, в 21.00 – в Тель-Авиве (зал «Бейт а-Опера»).


Организатор гастролей балета «Спартак» в Израиле – продюсерская компания YM Production под руководством Марка Юрика.

Билеты и информация в кассах:
«Браво» - *3221,
«Eventim» - *9066 (Тель-Авив),
«Bimot» - *6226 (Иерусалим),
«Барак» - 04-8377777 (Хайфа).

Посмотреть клип: http://youtu.be/OGeZwPS8HVw

Материал предоставлен Соней Нимельштейн и разбавлен тем, что взято из других источников.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments