wildgrass (wildgrass) wrote in culture_il,
wildgrass
wildgrass
culture_il

Categories:

Самая известная история любви

Оригинал взят у wildgrass в Самая известная история любви
22 декабря прошлого года состоялась презентация балета Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта", поставленного 2 года назад известнейшим немецким хореографом Кристианом Шпуком для Балета Цюрихской оперы.
В Тель-Авиве этот балет будет показан с 29 января по 2 февраля 2015 года – будет всего 5 представлений. Зрелище обещает быть незабываемым!
Музыка Прокофьева ярко раскрывает основной конфликт шекспировсоий трагедии – столкновение светлой любви с родовой враждой старшего поколения. Любовь Ромео и Джульетты живёт в музыке прошлых времён и наших дней. Сменяются века, а люди не оставляют попыток выразить в звуках её трагическую радость. Вдохновленный музыкой Прокофьева и вневременной актуальностью трагедии Шекспира, немецкий хореограф Кристиан Шпук рассказывает самую известную историю любви в мировой литературе с помощью сильных эмоциональных образов в виде современного игрового театра.
В презентации принимали участие:
• Хореограф Кристиан Шпук
• Немецкая танцовщица Катя Вионше и Танцовщик из Бразилии Денис Виейра (Оба закончили классические балетные училища в своих странах в классах преподавателей классического балета из России и Украины).


Замысел балета по трагедии Шекспира о трагической гибели влюбленных, принадлежащих к враждующим знатным родам, написанной в 1595 году и вдохновившей многих музыкантов от Берлиоза и Гуно до Чайковского, возник у Прокофьева вскоре после возвращения композитора из-за границы в 1933 году. Тему подсказал известный шекспировед, в то время — художественный руководитель Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинского) С. Э. Радлов. Композитор вдохновился предложенным сюжетом и стал работать над музыкой, одновременно создавая либретто совместно с Радловым и видным ленинградским критиком, театроведом и драматургом А. Пиотровским.

В 1936 году балет был представлен в Большой театр, с которым у авторов был договор. В первоначальном варианте сценария предусматривался счастливый конец. Музыка балета, показанная руководству театра, в целом, понравилась, но коренное изменение смысла трагедии Шекспира привело к ожесточенным спорам. Полемика вызвала у авторов балета желание пересмотреть свою концепцию. В конечном счете они согласились с упреками в вольном обращении с первоисточником и сочинили трагический финал. Однако представленный в этом виде балет дирекцию не устроил. Музыку сочли «нетанцевальной», договор расторгли.

Премьера «Ромео и Джульетты» была осуществлена 30 декабря 1938 года в чешском городе Брно в хореографии И. Псоты, артиста балета, педагога и хореографа, родившегося в Киеве. Серьезной преградой для постановки спектакля на отечественной сцене стало и то обстоятельство, что один из авторов либретто, Адриан Пиотровский, к этому времени был репрессирован. Его имя убрали из всех документов, касающихся балета. Соавтором либреттистов стал балетмейстер Л. Лавровский, окончивший в 1922 году Петроградское хореографическое училище и сначала танцевавший на сцене ГАТОБа (Мариинского театра), а с 1928 года увлекшийся постановкой балетов. В его творческом портфеле были уже «Времена года» на музыку Чайковского (1928), «Фадетта» (1934), «Катерина» на музыку А. Рубинштейна и А. Адана (1935), «Кавказский пленник» Асафьева (1938). Балет «Ромео и Джульетта» стал вершиной его творчества. Однако премьере, состоявшейся 11 января 1940 года, предшествовали сложности.

Артисты подвергли балет настоящей обструкции. По театру ходил злой парафраз из Шекспира: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Многочисленные трения возникли и между композитором и хореографом, имевшим свою точку зрения на спектакль и исходившим, в основном, не из музыки Прокофьева, а из трагедии Шекспира. Лавровский требовал от Прокофьева изменений и дополнений, композитор же, не привыкший к чужому диктату, стоял на том, что балет написан в 1936 году, и возвращаться к нему он не намерен. Однако вскоре ему пришлось уступить, так как Лавровский сумел доказать свою правоту. Был написан ряд новых танцев и драматически эпизодов, в результате родился спектакль, существенно отличавшийся от брненского не только хореографией, но и музыкой.

Фактически Лавровский поставил «Ромео и Джульетту» в полном соответствии с музыкой. Танец ярко раскрыл душевный мир Джульетты, прошедшей путь от беззаботной и наивной девочки до смелой, страстной женщины, готовой на все ради любимого. В танце даются и характеристики второстепенных персонажей, таких как светлый, словно искрящийся Меркуцио и мрачный, жестокий Тибальд.
Л. Михеева, http://www.belcanto.ru/


Балетная труппа Цюрихской оперы – самая крупная в Швейцарии и одна из крупнейших в Европе балетных групп. С 1996 по 2012 год труппой руководил швейцарский хореограф Хайнц Шпёрли, превративший эту балетную компанию в ведущий европейский балетный ансамбль. Немецкий хореограф Кристиан Шпук руководит этим ансамблем с сезона 2012-2013 года. Труппа эта славится гармоничным сочетанием современного абстрактного балета, классических традиций и уровнем профессионализма танцовщиков.



Мировая премьера прокофьевского балета «Ромео и Джульетта» прошла в Цюрихе в октябре 2012 года. В постановке заняты 50 участников (36 танцоров основной труппы и 14 из молодежной группы Цюрихского Балета) – грандиозное количество для современного балетного спектакля, и количество абсолютно соответствует качеству: недаром Цюрихский Балет считается одним из лучших в мире, а то, что этот спектакль, в котором эмоции потрясающе сочетаются с музыкой, поставлен именно в оперном театре подчеркивает его масштабность, свойственную оперным постановкам. Спектакль страстный, красочный, на музыку Прокофьева, блестяще передающую оттенки любви и ненависти, конфликтов и насилия.



Пьесу Шекспира можно описать одним словам – «вечная». И посему не так просто пересказать на сцене самую известную историю любви в мировой литературе, но немецкому балетмейстеру-экспериментатору Кристиану Шпуку это удалось, переосмыслив жанр повествовательного балета и вневременную актуальность трагедии Шекспира в современном драматическом балете.

Кристиан Шпук – дипломант приза «Бенуа де ла Данс» 2005 года, выпускник школы знаменитого хореографа Джона Кранко - выходец из штутгартской кузницы талантов. В Израиле он уже бывал: 10 лет назад Шпук ставил спектакль для «Израильского Балета». Начиная с 1997 года, Шпук ставил спектакли в Штутгартском балете, где был до этого солистом, и где его работы стали важной частью формирования современного направления труппы. В июне 2001 года Кристиан Шпук стал постоянным хореографом Штутгартского балета, для которого создал 15 спектаклей, из них три – на основе литературных произведений. Шпук ставил хореографию для многих балетных трупп в Европе и США – для Берлинской оперы, для Нью-Йорк Сити Балле и многих других. В 2012 году он был назначен художественным руководителем Балета Цюрихской оперы, сразу поставив для этой труппы свою версию «Ромео и Джульетту» - редкого изящества балет, сочетающий современную пластику и драматургию классического сюжетного балета, соединение танца с драматической пантомимой, с тонким психологическим рисунком ролей. В 2014 году Шпук создал для балета Цюриха «Анны Каренину» по роману Льва Толстого на музыку Рахманинова.









«Ромео и Джульетта» - Балет Цюриха (http://www.opernhaus.ch/spielplan/ballett/ballett-home/)
Хореография: Кристиан Шпук (Christian Shpuk)
Музыка: Сергей Прокофьев
Сценография: Кристиан Шмидт
Музыкальный руководитель: Михаил Юровский
Костюмы: Эмма Риотт
Освещение: Рейнхард Трауб
Драматургия: Майкл Кёстер
Мировая премьера - Цюрих, 13 октября 2012 года.

Тель-Авивский Центр сценических искусств, зал Израильской оперы:
Четверг, 29 января, в 20:00
Пятница, 30 января, в 13:00
Суббота, 31 января, в 21:00
Воскресенье, 1 февраля, в 20:00
Понедельник, 2 февраля, в 20:00

Посмотреть клип:
https://www.youtube.com/watch?v=MaevXAY88ac

Билеты и информация в кассах:
«Браво» - *3221
Израильская опера – 03-6927777
«Eventim» - *9066 (2 февраля, 20.00, особое представление для женских организаций Израиля).

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments