Eduard Markovich (luckyed) wrote in culture_il,
Eduard Markovich
luckyed
culture_il

Эффект постджазового присутствия. Контейнер #2. Фред Херш, Дейв Дуглас и Ури Кейн.

Дамы и господа!
Контейнеры из предыдущего рассказа продолжают путешествовать по миру. Чуть шероховатые стены испускают по ночам лёгкое зеленоватое свечение, а удивительной нежности и красоты звук не даёт шанса ошибиться. В остывающем металле хранятся воспоминания о двух незабываемых событиях фестиваля.
Давайте прислушаемся...

           
-
На сцену выходит невысокий худощавый мужчина. Очки, усики, бородка. Вуди Алленовский тип еврейского интеллигента.
Замкнут на своих мыслях, производит впечатление интраверта. Под стать ему басист в больших очках и кепочке. Чернокожий улыбающийся ударник замыкает троицу.
Fred Hersch, John Hébert, Eric McPherson.


Я уже писал ранее о трио Фреда Херша. Но то были лишь слова. Пришло время чувств.
Начинается один из лучших на этом фестивале концертов. Вместе с представлением Ли Коница и дуэтом Дугласа-Кэйна, о котором ниже.
С самых первых осторожных звуков становится ясен уровень музыки.
Вечер посвящений. Дань памяти ушедшим друзьям и прекрасным музыкантам. В том числе и одному из самых любимых - Антониу Карлусу Жобиму.
               
Звучит в притихшем пространстве "Forerunner" Орнетта Коулмана. Одного из пионеров возникшего в начале шестидесятых прошлого века фри-джаза. От эпитетов "великий и ужасный" осталась только первая часть. Зал зачарованно слушает. Самый крутой авангард с годами обращается в благородную классику. Особенно в руках такого пианиста.
Трио играет композиции с последнего диска "Floating" (Плавание). Хрустальные звуки фортепиано растворяются в воздухе. Солирующий контрабасист гладит деку под струнами, и инструмент сладострастно урчит. Эрик МакФерсон рассыпает мелочь своих тарелочек.



А где-то рядом за застывшим кораблём лениво и отчётливо шуршит четвёртый участник трио - Красное море.
Идеальное место для исполнения такой музыки.
Фред Херш не только великолепный пианист, но и замечательный учитель. Достаточно сказать, что среди студентов, прошедших его школу, Этан Айверсон из Bad Plus и Брэд Мелдау.
А завершить рассказ о нём хочу словами ещё одного джазового "гения" Джейсона Морана:
"Фред за фортепиано, как Леброн Джеймс на баскетбольной площадке. Он совершенство."
---------
И второй концерт, о котором нашептали найденные контейнеры.


Два прекрасных джазмена не побоялись и вызвались во время войны приехать в Страну вместо отказавшихся коллег. Многолетние друзья трубач Дейв Дуглас и пианист Ури Кейн привезли программу, поражающую глубиной мысли и красотой исполнения и основанную на американских религиозных песнопениях и гимнах конца восемнадцатого века. Песни эти, сохранившиеся в особой форме нотной записи (Shape notes), исполнялись в церквях акапелла в традиции Sacred Harp, считающейся одной из старейших в американской музыке.
Uri Caine & Dave Douglas - Devotion - Torino 26/4/2014
             
Это было особенное переживание. Ведь оба музыканта известны своими пристрастиями к "крутому" авангарду. А на концерте был перекинут мост между американской классикой и музыкой 21-го века. И "пройти по нему" дуэту удалось, не разрушив хрупкую гармонию, а бережно и отважно переложив её на язык современного джаза. Даже самолёты, время от времени пролетавшие над фестивальной площадкой, не осмеливались вмешиваться в диалог и стыдливо затихали, заметив предостерегающий жест трубача.


В статье о Дугласе в The Guardian отмечают дуализм его выступлений:
"Они подобны яркой вспышке, но бурлящих в них идей достало бы на концерт в два раза длиннее."
А в обзоре, посвящённом Ури Кейну в BBC Music, написано:
"... уникальные композиции и виртуозная игра... деликатность и рефлексия, яркая быстрая, но ни в коем случае не хаотичная музыка."

Дейв Дуглас записал более 20-ти авторских дисков, полных импровизации и новых идей. В джазовой истории Ури Кейна - 22 авторских альбома. Он известен и своими арранжировками классики - Малера, Вагнера, Бетховена, Баха и Шумана. Оба неоднократно выступали в Израиле. Я заранее готовился к их концерту, как к празднику.
А получился ПРАЗДНИК, дамы и господа.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments