karga_golan (karga_golan) wrote in culture_il,
karga_golan
karga_golan
culture_il

Category:

Обновленный Музея Израиля: нарратив и циркуляция

26 июля вечером, ровно через три года после начала реконструкции самого большого музея страны – Музея Израиля в Иерусалиме, обошедшейся в 100.000 миллион долларов (государство дало 17 с половиной миллионов, остальное – частные пожертвования), музей вновь откроется для широкой публики. Событие, которого так долго ждали, что даже подзабыли о том, что оно должно свершиться – свершилось. Почти что все достроено, почти что ничего из мусора еще не убрано, переплетения строительных лесов сняты, а посему журналистов допустили в среду 21 июня, за 5 дней до торжественного открытия пройтись по музею.

Для увеличения нажми на меня!

 


Не пройтись – а пробежаться. С 9 утра до 4 часов дня удалось посмотреть не больше десятой части коллекций, хотя основные выставки уже подготовлены. В залах – почти благолепие, только белесая каменная пыль садится на пол между расставленными экспонатами – ценнейшими из ценных, редчайшими из редких, вынутыми из запасников, из подаренных за три года реконструкции частных коллекций, из переданных пожертвований. Экспонаты – находки из археологических раскопок, из Управления древностей. Только с них сдунули пыль нафталина – осел на них песок иерусалимский, но за оставшиеся дни все уберут, помоют и вычистят – так охрипшими от долгих объяснений голосами объяснили нам кураторы, все как один (точнее – как одна) с горящими глазами. Во-первых – сила искусства, истории, архитектуры и ландшафта. Во-вторых - до них торжественные речи, вспоминая добрым словом Тедди Колека, – не раз и не два – произносил Джеймс Шнайдер, руководитель Музея Израиля с 1996 года, до этого десятилетие работавший заместителем директора Нью-Йоркского МоМА.

Для увеличения нажми на меня!

Грандиозная реконструкция, а точнее полное обновления музея, переосмысление концепции музейной подачи и визуальности, планирования пространства, "перетряска" запасников и постоянных коллекций, новые веяния музеологии, планы кураторов и желание сделать музей еще интереснее привели к тому, что посетителям предлагается модернизированное, логически продуманное путешествие в историю и искусство, в археологию и иудаику, в пласты философии и еврейского самосознания. Все в буквальном смысле преподносится, подается, подсвечивается. Вехи на пути – древние светильники-миноры из раскопок Сусии, Венера из Бейт-Шеана, фрески из монастыря в долине Йосафата и другие археологические находки, подтверждающие историю и определяющие современную жизнь. Рассказ о каждом предмете в археологическом отделе – самом старом отделе музея и потому преобразованном наиболее радикально - это сотни страниц и тома монографий, так что оставим их профессионалам. Главное – что все (кроме одного) из более, чем 500.000 единиц хранения в музее - подлинники. Единственная копия – реплика барельефа "Битва при Лахише" из Британского музея. Главный замеченный, много лет не выставлявшийся подлинник – это икона израильского искусства, скульптура из скульптур – знаменитый "Нимрод" Ицхака Данцигера, сделанный из нубийского песчаника, установленный при входе в крыло современного искусства.

Для увеличения нажми на меня!

Модернизм же проявился не только в иной визуализации, а также и в том, что материалы о новых выставках и планах музея, журналисты получили не в прежних бумажных папках, распухавших от количества втиснутых в них глянцевых буклетов, а все компактно умещенное в 204 мегабайта информации на элегантных флэшках (disk-on-key) с эмблемой музея. Компактность, продуманность, легкость, элегантность, отсутствие лишнего, чрезмерной насыщенности характерно не только для информации на "флэшке", но и для оформления залов, пространств новых помещений, главные слова для описания дизайна которых, употребленные всеми кураторами – нарратив и циркуляция (дискурс и тезаурус они пока что приберегли).
Циркуляция – потому что планировка музея предполагает циркуляцию потоков посетителей из центрального входного зала – Кардо – по различным отделам музея. Нарратив – видно потому, что рассказ о жизни и смерти в музее ведется все-таки в линейном ключе, во временной последовательности, что особо четко прослеживается в археологическом крыле, в семи галереях которого от богатства экспонатов просто кружится голова - от каменного века и истории еврейской письменности до культуры сопредельных стран и описания жизни, обычаев и культуры народов, населявших территорию Эрец-Исраэль.

Для увеличения нажми на меня!

50 процентов площади музея было перестроено под руководством американского дизайнера Джеймса Карпентера, которому, видно, не давала покоя слава моста Калатравы при въезде в Иерусалим и потому он, прежде всего, переделал центральный вход, сделав его просторным, воздушным и прозрачным. Сквозь стеклянные стены полностью просматривается центральная аллея, в конце которой бросает блики на все стороны света скульптура Аниша Капура – апофеоз трансформации и расширения пространства, к которой можно подойти по солнцу или под дождем (как повезет) или воспользоваться новым – подземным - проходом к выставочным залам, первоначально спроектированным к открытию музея в мае 1965 года по проекту Альфреда Мансфельда. Сверху ли, снизу ли – аллея ведет к зданию Кардо, откуда лепестками расходятся маршруты по крыльям музея.

Основные элементы – стекло и камень, металл и бетон. Ничего не скрыто. Основная концепция - беспрерывное движение. Идея движения учтена и в формировании новых выставок современного искусства, где все, что может двигаться – по крайней мере, качается. Все запасники, коллекции, постоянные экспозиции – все сдвинуто, переделано. Дизайн залов заставляет концентрировать внимание, запоминать и внимать.
На виду – тысячи новых объектов. Новая концепция движения и полной трансформации сохранила оригинальную задумку 45-летней давности связи архитектуры, ландшафта и искусства.

Для увеличения нажми на меня!

Сад скульптур, храм книги и модель Иерусалима второго храма реконструкции не подверглись, но к ним сделаны новые проходы с центральной аллеи. Любой зал музея стал доступен для людей на инвалидных колясках.

Из замеченного: собранию скульптур ольмеков позавидовал сам президент Мексики. Коллекция фотографий семьи Ноэля и Харриет Левин из Нью-Йорка – одна из лучших в мире (самая старая фотографии относится к 1843 году). Новые залы израильского искусства, где картины и видео собраны не по хронологии, а по темам. Основная тема - вновь т самоидентификация, что не раз подчеркнули главные кураторы – Сюзан Ландау и Игаль Цалмона. Коллекции европейской живописи, импрессионизма, постимпрессионизма, сюрреализма, дадаизма, 800 экспонатов собрания Артура Шварца, послевоенная живопись, поп-арт, кабинет скульптур Жака Липшица. Кубизм соседствует с африканским искусством. В крыле современного искусства верхний уровень отдан под сменные выставки, средний – под постоянные экспозиции.

К знаменитым синагогам в отделе иудаики (из Германии, Италии и Куччини) прибавилась еще одна – 18 века из южно-американского Суринама. Четыре синагоги образуют анфиладу синагог. Пол в суринамской - белой как все колониальное строительство, - устлан белым же песком, символизирующем столь много. Ходить по отделам иудаики и археологии интересно только с экскурсоводом или увенчав себя наушниками аудиогида, который обещано сделать и на русском языке (имеющиеся таблички и пояснительные тексты – на иврите, английском и арабском, а всего аудиогиды будут на восьми языках).

Для увеличения нажми на меня!

Зал, где в светящихся стеклянных гнездах, собранны ханукальные светильники со всего света - одно из богатейших собраний такого рода в мире. Зал, с костюмами, шитыми серебром и золотом, свадебными нарядами, субботней одеждой – также часть еврейской самоидентификации.

Но, как сказала мне знакомая китаянка из Нью-Йорка, главный куратор видео-арта на всем Восточном побережье США, прилетевшая в Израиль на 2 дня по случаю открытия музея и случайно встреченная в толпе: "Ты говоришь обо всем с таким восторгом из-за излишка патриотизма!". Нет, дорогая Лили Вей, – я говорю так из-за излишка радости. За 45 лет создать такой музей – тут право есть чем гордиться.

Но все это лирика, перейдем к цифрам и фактам.
Даже после модернизации на виду - не более 20 процентов музейного собрания.
В редчайшей коллекции фотографий Ноэля и Харриет Левин – 140 отпечатков, выставлено – 117.
15.000 черных, вырезанных из бумаги бабочек – часть инсталляции мексиканского художника.
Музей сравнивают с энциклопедией. Правильнее было бы сравнить с многотомной энциклопедий. В мировом музейном рейтинге Музей Израиля находится на 10-м место по богатству коллекций (арехология и иудаика).
Обновленный кампус занимает площадь в 80 дунамов.
Общая площадь залов увеличена в 2 раза
Новые здания занимают площадь почти в 8000 квадратных метров

Реконструкцию осуществило объединение дизайнеров Джеймса Карпентера из Нью-Йорка и ассоциация архитекторов Эфрат-Ковальский из Тель-Авива. Проект стоимостью 100 миллионов включал также обновление и перепланировку 3 отделов музея – археологии, иудаики и художественного, и более рациональное размещение их обширных коллекций.

Для увеличения нажми на меня!

Музей Израиля был открыт в 1965 году. Построенный по оригинальному проекту Альфреда Мансфельда и Доры Гад, интерпретировавшему в духе модерна образ средиземноморской деревни, Музей стал вехой в истории архитектуры. За эти годы он разросся, его площадь увеличилась в 10 раз. Музейные коллекции значительно пополнились, особенно в последние 10 лет. Процесс реконструкции архитектурного комплекса был начат в июне 2007. Из 58.000 квадратных метров выставочных площадей нынешнего комплекса 7.800 квадратных метров было построено, а 19.000 квадратных метров реконструировано и расширено.

Музей открывает реконструированные галереи серией выставок из коллекций музея, включая новые приобретения, среди них: "Выбор художников" - выставка художников Цви Гольдштейна, Сюзан Хиллер и Инки Шонибари (выбирали он свои "личные" коллекции из запасников музея и работ друг друга).

Специально для обновленного музея были заказаны две новые монументальные работы "И появится радуга" Олафура Элиассона и "Перевернутый мир" Аниша Капура, созданные в соответствии с новой архитектурой и музейным ландшафтом.

В первую неделю, посвященную торжественному открытию Музея, запланированы праздничные мероприятия: концерты популярных израильских певцов, экскурсии для всех возрастов, вечерние музыкальные фестивали с участием писателей, художников и артистов.


Новые постоянные экспозиции и временные выставки

Частью проекта была перестройка и реорганизация трех основных отделов: археологического имени Самуэля и Сэйди Бронфманов, отдела искусств имени Эдмонда и Лили Сафры и иудаики имени Мортона Манделя. Модернизацию старых залов проводила ассоциация архитекторов Эфрат-Ковальский, а над дизайном работала лондонская фирма "Пентаграмм Партнерс" – в отделе археологии (больше всего ее дизайнеры любят шероховатые бетонные стены, серый цвет и матовое стекло), и тель-авивская "Студия дизайна Де Ланге" в отделе иудаики. В результате реконструкции появились: новый павильон – Кардо - с централизованным входом в три крыла музея; новое оформление хронологической экспозиции археологии Земли Израиля; первая постоянная экспозиция израильского искусства; более чем вдвое увеличенная выставочная площадь отдела искусства ХХ века, впервые созданная "анфилада синагог" в центре отдела иудаики. Преобразование залов позволило вдвое увеличить ранее существовавшее выставочное пространство и более рационально расположить богатейшее собрание Музея.

Новые выставки:
"Выбор художников: Цви Гольдштейн, Сюзан Хиллер и Инка Шонибари"

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

"В спокойствии - в движении"
Медленное, медитативное движение стало темой этой выставки произведений современного искусства из коллекции Музея. Это инсталляции, видеофильмы и фотографии художников Карлоса Аморалеса, Олафура Эллиасона, Моны Хатум, Джунии Ишигами, Билла Виолы и других.
Два самых интересных – покачивающийся, как при морской болезни стол с конструкцией подвесного моста японского дизайнера Ишигами, уставленный фруктами, овощами и аквариумами с живыми рыбками. Овощи и фрукты ежедневно меняет бригада из трех человек, умело балансирующая столом.
Второе - подвесной оркестр американского художника. Музыкальные инструменты джаз-бэнда висят в воздухе. Между ними можно прохаживаться - от потока (циркуляции) людей они начинают тихонько вертеться и даже звенеть.

"Редкостный дар"

Одно из самых изысканных частных собраний, знаменитая коллекция фотографий Ноэля и Харриетт Левин, подарена Музею Израиля в 2008 году. Выставка, на которой впервые эти фотографии показываются публике, включает 117 работ и охватывает период в 170 лет.


Произведения, созданные специально для Музея

Для нового комплекса были специально заказаны две монументальные работы: "И появится радуга" Олафура Элиассона, 2,3 метра в длину, состоящая из 360 отдельных живописных фрагментов, которая находится в конце крытого пассажа, и пятиметровая скульптура Аниша Капура из отполированной нержавеющей стали на площадке Крауна, самой высокой точке музейного комплекса.

Праздничные мероприятия к открытию

Музей открывает свои залы и Сад искусств 26 июля неделей концертов известных израильских музыкантов, выступлениями в галереях для всех возрастов, ночным фестивалем искусств с участием художников, писателей и артистов. Все эти мероприятия входят в цену билета. Кроме того, Музей будет открыт в эти дни дополнительные часы, публике предлагаются экскурсии по галереям и выставкам, творческие занятия для детей, живая музыка в галереях.
Вечером 27 июля легендарный музыкант Шалом Ханох даст концерт в Саду искусств имени Билли Роуза, а 29 июля дни, посвященные открытию, увенчаются концертом Иегудит Равиц, за ним последует ночной праздник "Точка соприкосновения" : пройдут увлекательные встречи художников и артистов с произведениями искусства и - впервые - "молчаливая вечеринка" возле скульптуры Аниша Капура.
Празднование продолжится и в августе: состоится ежегодный Фестиваль вина, традиционный Фестиваль воздушных змеев, концерт популярного певца Йегуды Поликера и многое другое.

Сайт музея - imjnet

tarbut.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments