karga_golan (karga_golan) wrote in culture_il,
karga_golan
karga_golan
culture_il

Categories:

"Обернись во гневе". Выставка скульптур и работ Филиппа Ранцера в "Открытом Музее" в Тефене

С конца июля (с 24-го) по конец декабря (по 28-е) в Открытом Музее в промышленном парке в Тефене в Верхней Галилее будет проходить ретроспективная выставка израильского скульптура Филиппа Ранцера.
Филипп Ранцер хорошо известен в Израиле (и не только), где много и часто проходят его выставки. Большая экспозиция проходила в 2002 году в Тель-Авивском музее, громкие и не раз - в музее имени Янко Дада в Эйн-Ходе и в галерее "Гордон", бесчисленные выставки в бесчисленных галереях. Ранцер представлял Израиль в Румынии и в Германии, на биеналле в Венеции. Его называют скульптором сюрреалистическо-дадаисткого толка, его кинетическим конструкциям свойственны юмор и абсурд, его любимые скульпторы 20 века – Джакометти и Бранкузи.

f309b09e926a28d487bada20995c98f1_philip_Rantzer.jpg
Филипп Ранцер

 

Сам Ранцер – ученик Рафи Лави, у которого он занимался в колледже искусств "Бейт-Берл", где сейчас преподает скульптуру, а также является главой кафедры на факультете искусств Хайфского университета. Официальная же биография, приведенная на личном сайте такова: родился в Румынии в 1958 году, в Израиль был привезен 2-летним ребенком в 1960-м, живет и работает в Тель-Авиве.

А дальше – много "почему"? Почему его вырезанные из дерева или сделанные из металла скульптуры-игрушки так нравятся взрослым? Как и почему он умеет угадать тайну в структуре дерева и использовать рисунок спила таким образом, что его скульптуры становятся похожи на огромные из бумаги сложенные забавы, на конструкторы маленьких детей, в которые играют взрослые? Почему его работы - это искусство, а не прикладные вещи, не дизайнерские безделицы? Почему не уйти от двойных ассоциаций - с непростыми многослойными философскими произведениями и с детскими игрушками – колясками, тележками, обручами, деревянными качалками, пирамидками. Его скульптуры называют кинетическими - все что двигается, качается, крутится вокруг своей оси и взлетает, но они зачастую жестко закреплены. Почему эта детская, на первый взгляд, наивность, столь прямо напоминает о взрослой жестокости?

610fb28e3f71dd1abe3afcb19c43917f_philip ranzer_00110.jpg

Карикатурные персонажи его работ – довольно зловещи, хотя и развлекательны. А иногда Ранцер приделывает к ним моторчики, и тогда эти фигурки еще и машут руками на зрителей – то ли прогоняют, то ли призывают. Тех, кто любит все каталогизировать, творчество Ранцера может озадачить: отнести его к определенному течению, периоду или группе сложно. Он - кот, гуляющий сам по себе. Кот из с ловко подогнанных друг к другу деревянных элементов с гибкими сочленениями.

Его скульптуры называют также объектами. Под это емкое слово-определение подпадает очень многое. Объекты - вид развлекательного искусства, они пробуждают в зрителях любопытство, их хочется увидеть вблизи, понять, как они сделаны, устроены изнутри. Их хочется разобрать - но собрать их сможет только сам скульптор. И хочется понять: а что же все-таки происходит? Как полено был оживлено и превратилось в Пиноккио, так Ранцер ухитряется в гнутый кусок дерева вдохнуть новую жизнь, превратить застывшую смолу в зримое движение. Использовать кору или определенную породу дерева для того, чтобы явить свету произведение искусства, показать некую новую, неизведанную изнаночную сторону материала, где и скрыто творчество. Ранцер больше всего любит работать с деревом, но материал - это только средство, инструмент. Он сам режет и клеит доски. Сам их обрабатывает, стругает, полирует, кует железо, занимается литьем – ассистентов у него нет.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Все его работы – это сюрприз. Сюрприз, оказывающейся заводной игрушкой. Игрушечные люди, игрушечные звери вновь и вновь становятся центральными персонажами его творчества.

"Творчество – это культовое действо, игра взрослых с провокационными элементами, чувство юмора, возможно и некая наивность. Обманчивый на первый взгляд игрушечный вид моих скульптур привлекает, вызывает внимание, – говорит Ранцер, - но на деле ко всему надо относиться с чувством юмора. Без юмора не придет ни понимание, ни мудрость.
Я не оглядываюсь назад во гневе. Такое название дали выставке кураторы (Рути Офек и Амон Ярив – М.Х.). Я просто вспоминаю на этой выставке о своем отце – Меире Ранцере, который заметно повлиял на мою жизнь и творчество. Он умер шесть лет назад, его памяти уже была посвящена выставка в галерее "Гордон" в 2006 году. Но мне важно увековечить его имя, отдать дань его личности и потому я покажу в Тефене портрет отца, который сделал из глины, когда мне было 15 лет. Еще ребенком я чувствовал, что в искусстве я более уверен, чем в жизни. Я занимался всю жизнь и продолжаю заниматься искусством, чтобы удовлетворить желания и волю отца, который был архитектором. В конце 60-х он начал рисовать, и его абстрактный черно-белый рисунок гуашью, украшавший салон нашего дома – любимая моя картина. Отец был упрямцем, у нас было множество идеологических разногласий в вопросах искусства, мы часто спорили, но дух его – во мне. Так было, когда он был жив, так осталось и сейчас, после того, как он ушел. Отец был горд моими успехами, но никогда не был до конца убежден, что я делаю именно то, что мне нужно, но он всегда поддерживал мои поиски в творчестве, мой путь, от него я получил силы жить и творить".

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

cceb2d04bf3ead899726e2b6f5a64931_T07517_rebeccahorn.jpg

29d752a4b977f6a368c3cf8bd3a575d6_D17.jpg

17d1888da80b82b5363d6078bc7ac2b7_eru1L.jpg

Для увеличения нажми на меня!

Оглядываясь назад – на отца, Ранцер смотрит вперед, идет в будущее, не занимаясь искусством патетическим или величественным. Его творчество – это обыденные вещи, ассамбляжи из ready-made объектов, сочетание прочных долгоживущих материалов и краткости бытия. Его работы - часть жизни, но та часть, которая не согласуется с устоявшимися понятиями, стремится выйти за существующие определения, присвоенные явлениям и объектам.

"Суть вещей для меня – изменение их сути. Я не занимаюсь формальным искусством, меня на данном этапе интересуют изменяющиеся и усиливающиеся композиция и форма. Они меняются, так же как и сама динамика моего искусства. Раньше я очень много именно "делал", сейчас же больше всматриваюсь, созерцаю, поэтому мои скульптуры стали более "вещью в себе", более концентрированными, сжатыми. Раньше я любил рассказывать, каждая моя работа была именно рассказом, сюжетом. Сейчас же меня больше привлекают чистая форма, композиция. Может я все-таки становлюсь формалистом, тоже меняюсь?".

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Выставка в Открытом музее в Тефене организована совместно с тель-авивской галереей "Гордон" (той самой, где сейчас царит Зарицкий – не пропустите перед поездкой на Север) - и благодаря двойным усилиям в Тефене собрано более 100 работ, среди которых немало новых произведений, которые Ранцер сделал специально к выставке, работая в своей студии в Южном Тель-Авиве параллельно над несколькими скульптурами, используя дерево, железо, пластмассы и другие материалы.

На открытии выступят с музыкальной программой актриса Эфрат-Бен-Цур, певица и виолончелистка Карин Постель, певцы Яхели Соболь, Эран Цур и Шломо Шабан. Если кто-то вновь задаст вопрос "почему", удивляясь столь яркому молодому созвездию в Тефене в честь Ранцера, то не удивляйтесь: Ранцер много помогал и помогает молодым исполнителям в оформлении сцены и концертных программ.

Часы работы Открытого музея в Тефене: с воскресенья по четверг с 9.00 до 17.00, пятница – закрыто, в субботу с 10.00 до 17.00. Телефон: 04-9109600.

Сайт Открытых музеев - omuseums.org.il
Сайт Филиппа Ранцера: philiprantzer.com
2005-five-continents - работы с выставки "Пять континетов", проходившей в одной из самых престижных тель-авивских галерей – "Гордон"

 tarbut.ru

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments