karga_golan (karga_golan) wrote in culture_il,
karga_golan
karga_golan
culture_il

Коллажи друга Дали, Пикассо и Уорхолла – в Тель-Авиве

1 июля, в разгар тель-авивской «Белой ночи» в галерее «Минотавр» при поддержке посольства Чехии в Израиле открылась новая экспозиция - выставка работ Адольфа Гофмейстера ("Адольф Гофмейстер, чешский авангардист - рисунки и коллажи 1926 - 1973"), уроженца Праги, писателя, драматурга, карикатуриста, поэта, путешественника, переводчика, дипломата, выдающегося общественного деятеля и адвоката. Список можно продолжить, но нас интересует то, что прежде всего, а может и больше и лучше всего, Гофмейстер был прекрасным карикатуристом и иллюстратором, занимался коллажами и считается одним из ведущих художников-авангардистов предвоенной Чехии. На рисунки Адольфа Гофмейстера оказала влияние не только история 20 века, по которому он немало путешествовал – как по времени, так и по странам с их легко переделываемыми границами, но и его знаменитые друзья, среди которых были Франц Кафка, Милан Кундера, Сальвадор Дали, Пикассо и Энди Уорхол.

47fb64154f601b234f7c7acc817be41a_hoffmeister_adolf.jpg
Адольф Гофмейстер

 

Адольф Гофмейстер был одним из самых активных деятелей чешской культурной и общественной жизни, воспоминания о которым можно найти в мемуарах российских, американских и французских деятелей культуры (в Москве он часто бывал у Владимира Сидура).
«Он был типичным пражским парижанином и был самым аутентичным жителем Праги в Париже» – так написал об Адольфе Гофмейстере Луи Арагон в 1960-м году в газете «Lettres françaises».

Жил Адольф Гофмейстер с 1902 по 1973 год, а работы, представленные на выставке в «Минотавре» относятся к периоду с 1926 года по 1973 год – практически ко всему «взрослому» периоду жизни этого блестящего человека, вечного странника, путешествовавшего всю жизнь. В Париж он попал в начале 20-х годов - бурных, голодных и веселых. Перезнакомился со всеми тогдашними и будущими знаменитостями от культуры, обитавшими в Париже, в том числе с Мэном Рэем, Жаном Кокто, Самуэлем Беккетом, Сальвадором Дали, Джеймсом Джойсом и другими. Каждая новая встреча, каждая посиделка в кафе для Гофмейстера означили не только разговоры, но и рисунки. Он беспрерывно делал карандашные наброски - рисовал портреты всех своих знакомых и собеседников.

Для увеличения нажми на меня!
Сальвадор Дали. 1949 год

Для увеличения нажми на меня!
Эрнест Хемингуэй.

Для увеличения нажми на меня!
Пабло Пикассо. 1946 год

Для увеличения нажми на меня!
Франц Кафка

Первую выставку портретов и коллажей Гофмейстер устроил в Париже в 1928 году. И поскольку всем приятно увидеть собственное изображение в рамке на стене, да еще в соседстве с другими известными личностями, то выставка тут же породила множество положительных откликов, а Гофмейстер, и так бывший парижской достопримечательностью, стал еще и парижской знаменитостью, что только укрепило его славу и как классического автора беллетризированных репортажей, и как журналиста и иллюстратора, живописателя атмосферы парижских кафе, человека искусства, сумевшего передать в своих произведениях дух Праги и Парижа.

А еще он был тонким психологом и физиономистом, и потому его карикатуры и портреты славились точностью и выразительностью. А чувство юмора и ирония помогали ему точно выразить свои мысли и вписаться в характерное для того времени течение модернизма. И именно потому его рисунки считаются историческими документами 1920-30-х годов.

Но карикатур и портретов Гофмейстеру было мало. Его творчество было настолько многообразно, что с другой стороны он примыкал к течению сюрреалистов, участвуя в общих выставках с Дали, Миро, Джакометти, Клее и Арпом. Но после экономического кризиса 1929 года и прихода к власти в Германии социал-демократов характер его работ изменился.
В 1934 году он организовал в Праге «Международную выставку карикатур и юмора» с ярко выраженной антифашисткой подоплекой. Эта выставка вызвала дипломатический скандал и полицейское расследование. Сам Гофмейстер подвергся преследованием за свою антифашистскую деятельность, искал убежища во Франции, но, несмотря на то, что его въездная виза была абсолютно законна, был задержан, арестован и провел несколько месяцев в тюрьмах и лагерях во Франции и Марокко, но смог выскользнуть и добраться до США, где он работал на радио и рисовал политические карикатуры для ежедневных газет. В США Гофмейстер снова преуспел настолько, что Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал выставку его политической карикатуры, отдав тем самым дань уважения его творчеству, к карикатурам, ставшим вехами жанра.

И снова повороты судьбы: в конце Второй Мировой войны Гофмейстер был уже представителем Чехословакии в ЮНЕСКО и послом Чехословакии во Франции. В Прагу он вернулся в 1951 году, получил звание профессора и выпустил в свет антологию «100 лет чешской карикатуры» и сборники рассказов с собственными иллюстрациями о собственных же скитаниях по миру.

Для увеличения нажми на меня!

b89dce3c8dc135417d8d4a870306c149_1481274518_a1aac07e3c_o.jpg

При всем этом он не забывал рисовать – рисовал портреты, делал коллажи: постаревший Маркс Эрнст, окруженный аллегориями своих же мечтаний; Кокто в мантии академика, Дали, Пикассо, Джеймс Джойс и новые лица: Сартр, Леже, Вацлав Гавель, Бунюэль, Раухвергер и другие. «Во множестве линий глаз заблудится. Чем меньше, тем лучше. Тем вернее» - говорил Гофмейстер.

До конца 1960-х годов Гофмейстер был председателем союза художников Чехии, но был вынужден покинуть этот пост - и в качестве протеста против вторжения советских войск в Чехословакию и из-за проблем со здоровьем. Понимая, что его время уходит, в начале 70-х годов он сделал около 70 коллажей на тему будущего человечества и Земного шара и за месяц до смерти – в июне 1973 года - успел показать их на небольшой выставке для своих друзей.

Одна из его книг – «Иду по земле» (сборник репортажей, очерков, эссе, воспоминаний , отражавших более чем тридцатилетний творческий путь Гофмейстера. Помимо текста, книга содержит огромное количество шаржей, карикатур и зарисовок автора) - была издана в 1964 год в переводе на русский и стала с тех пор букинистической редкостью.
Кстати, Адольф Гофмейстер оставил о себе память и в самом центре Праги: знаменитую гостиницу «Гофмейстер», проект которой придумал именно он сам, а построил гостиницу его сын Мартин, создав при гостинице галерею с карикатурами и картинами отца.
Вот еще несколько фактов о Гофмейстере: он создал известные иллюстрации-коллажи к роману Жюля Верна "Вокруг света за 80 дней". Он же является автором либретто к детской чешской опере «Шмель» («Brundibar» ) - эта опера исполнялась детьми в "образцовом" Терезиенштадте, оказавшимся транзитной станцией на пути в лагеря уничтожения.
Он посетил в 1936 году мультипликационную студию Диснея и написал об этом чудесный рассказ. Он встречался с Маяковским и сохранилась запись их бесед.

Выставка продлится до 30 августа.
Адрес галереи «Минотавр» – Тель-Авив, ул. Бен-Йегуда, 100
Часы работы: с воскресенья по четверг с 10.30 до 19.30, по пятницам - с 10.30 до 14.00.
Сайт галереи: minotaure-telaviv

 tarbut.ru

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments