Eduard Markovich (luckyed) wrote in culture_il,
Eduard Markovich
luckyed
culture_il

Categories:

Завораживающее "Благовещение" Сандро Боттичелли.

Дамы и господа.
К 65-ти летию Израиль получил прекрасный подарок. Из флорентийской галереи Уффици на 4-х месячную выставку (с 17-го сентября 2013-го по 10-е января 2014-го года) прибыл редчайший шедевр - фреска Сандро Боттичелли "Благовещение".
Немало трудностей пришлось преодолеть "путешественнице". Несколько лет переговоров с руководством галереи, озабоченность Итальянского правительства, тревожная и взрывоопасная обстановка в Сирии. Всё понятно, не в самом идиллическом месте живём.
Но в итоге картина заняла своё место в отдельном зале Музея Израиля в Иерусалиме. И это первая картина Ботичелли в нашей стране. А в планах на ближайшие два года - показ ещё четырёх шедевров итальянского барокко и возрождения.


Буквально несколько важных слов о художнике. Алессандро ди Мариано Филипепи, позднее взявший имя Боттичелли (винный бочонок), родился во Флоренции в 1445-ом году. Получил прекрасное образование. Учился живописи в мастерских Филиппо Липпи и Андреа Вероккио (вместе с юным Леонардо).
Его картина "Поклонение волхвов" понравилась Лоренцо Великолепному, и Боттичелли был приближен к славному семейству Медичи и стал придворным художником. В его картинах и фресках тех лет чувственность сочеталась с изысканностью, тонкость и прозрачность с телесностью. Работы излучали радостный свет.
Но в конце 90-х годов 15-го века власть над умами флорентийцев захватил доминиканский священник Джироламо Савонарола. Власть гуманистов и эпикурейцев Медичи закончилась. Страстные экстатические речи Савонаролы, призывающие к обновлению церкви и аскетизму, подействовали на толпу. Беснующиеся последователи монаха жгли книги, картины, бесценные ювелирные украшения, разрушали скульптуры. Увы, не стал исключением и Сандро Боттичелли. Он даже лично сжёг несколько своих ранних работ. Его живописный стиль помертвел, угас тот самый невероятный свет. До самой смерти художник так и не оправился от дьявольского воздействия Савонаролы.

             

   
Но пришло время вернуться к фреске. Она была написана во Флоренции в 1481-ом году на стене лоджии госпиталя Сан Мартино делла Скала. В то время в городе завершилась страшная эпидемия чумы, унесшая множество жизней, и, скорее всего, работа была заказана Боттичелли в знак победы над болезнью.
 Один из плодотворнейших периодов в творчестве мастера. “Весна” (около 1477–1478) уже написана, скоро будет создано “Рождение Венеры” (около 1482–1483). Мелкие бытовые и сказочные детали сочетаются с гимном женской красоте.
А дальнейшая история "Благовещения" безжалостна. В связи ремонтом больницы в 17 веке фреске был нанесен значительный ущерб. Только в 1920-ом году она была передана в галерею Уффици и там отреставрирована. Так ужасно она выглядела до восстановления.

   

   
Сюжет - один из самых востребованных в мировой живописи. Первый вариант, датируемый серединой третьего века, был найден в римских катакомбах. Изображения архангела Гавриила, сообщающего Марии о том, что она станет матерью Христа, во множестве вариантов встречается в византийских и древнерусских храмах, в средневековой живописи. Картины Леонардо, Донателло, Рогира ван дер Вейдена, Фра Анжелико, самого Боттичелли, неоднократно возвращавшегося к сюжету, украшают экспозиции лучших музеев мира. Но мне хочется отметить особенность именно этой фрески.
В основе сюжета картины - отрывок из Евангелия от Луки 1:36-38
     
"В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел."
     
Обратите внимание - Гавриил и Мария разговаривают. Подчёркнут некий момент вербального общения. Так или иначе это можно увидеть в большинстве живописных работ.
А теперь вернёмся на выставку.
Пространство гигантской фрески (243см на 550см) разбито на две части колоннами.
Справа внутреннее помещение - спальня Марии.

 

Она находится в состоянии глубокого гипнотического транса. Архангела не видит. Лицо абсолютно неподвижно.

 
В левой открытой части фрески Гавриил. Судя по развевающимся волосам, он только появился. Архангел уже не летит, но и не стоит, а замер в наклонной позе, удержать равновесие в которой невозможно. В левой руке - традиционная для Флоренции белая лилия - символ чистоты и непорочности.

 

Его руки сложены на груди, а глаза направлены на Марию, но её не видят. Каталептическое состояние объяснимо. Его задача выполнена. Он всего лишь ретранслятор. А к Марие непосредственно обращается Бог.

 

Мы видим лучи света, проникающие в окошко за спиной архангела, пронизывающие его насквозь и достигающие адресата. Боттичелли написал лучи яркой золотой краской. Увидеть это сегодня мы можем, приглядевшись к началу источника у окна и в некоторых местах по пути их следования.


     
Ещё раз обращаю ваше внимание. Явный разговор между архангелом и Марией отсутствует. Всё происходит на другом уровне восприятия.
Дополнительные детали. На кровати в спальне Марии ярко выделена одна подушка. Возможно это - важная для художника деталь, подчёркивающая непорочность Марии.

   
tzy_kun обратил наше внимание на то, как выстроена перспектива изображения. Все линии сходятся на голове ангела и продолжаются далее, упираясь в холм на заднем плане. Художник хотел сконцентрировать зрителей на Гаврииле и столь важной для религиозного сознания горе Тавор (Фавор). Этой же цели способствует отмеченная ранее неустойчивая поза ангела. Так Боттичелли направил наш взгляд.

Кроме того, tzy_kun заметил, что деревья на заднем плане изображены в стиле, отличном от принятого в таких работах в 15-ом веке. Скорее, так их написал бы наш современник в быстром цветовом наброске.
Что это? Результат поздней переделки или гениальное прозрение художника, на сотни лет опередившего своё время?

 
Дамы и господа.
Прошу не судить слишком строго. Я не искусствовед. Просто решил поделиться мыслями, ощущениями, догадками. Любые дополнения и поправки будут приняты с благодарностью.
А весь этот анализ - всего лишь попытка объясниться. Мы провели перед этим пережившим многое на своём долгом веку разрушенным и возрождённым чудом больше часа. Перед загадкой высокого искусства, что никогда не будет разгадана.
Да и не должна!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments