karga_golan (karga_golan) wrote in culture_il,
karga_golan
karga_golan
culture_il

Categories:

"Гетто": Камерный театр переводит израильскую классику на русский

Нет, и не будет документа, книги или спектакля, фильма или стиха, способного в полной мере отразить трагедию Холокоста. Лишь раз от раза писатели и поэты, художники и музыканты будут пытаться осознать масштаб трагедии, причины ее, искать ответ – и не находить его. В Виленском (Вильнюсском) гетто погибло 50.000 человек. У каждого из них было имя, и у каждого из них была жизнь. С ее радостью, смехом, шутками, горем, надеждой отчаянием… Даже за минуту до смерти люди готовы жить полной жизнью. И играть. Искусство – самая доступная форма протеста. Даже если оно запрещено.

Для увеличения нажми на меня!

 

Наши кеды как приморозило.
Тишина.
Гетто в озере. Гетто в озере.
Три гектара живого дна.
А.Вознесенский

Пьеса одного из классиков израильской драматургии Иегошуа Соболя "Гетто" была написана достаточно давно – в 1983-м году. 66 различных постановок, фильмы, восторженные отзывы критиков – и реальная история театра, а котором немцы ставят пьесу с актерами-евреями.
Люди цепляются за жизнь, и целая вереница образов яркими цветами пробивается сквозь серый асфальт обреченного на смерть местечка. Смерть витает над гетто – и потому-то так остро, на грани, живут там люди.

Нацистский офицер Бруно Китель (Итай Тиран), из любви ли к искусству или прекрасной еврейке, приказывает поставить спектакль. И евреи вынуждены заниматься этим делом: будь то Яков Ганс (Натан Датнер), главный капо гетто, медленно сходящий с ума от необходимости толкать женщин в объятия пьяных офицеров или выбирать, кто из соплеменников завтра умрет, или же Хая (Анна Букштейн), для которой любовь офицера – шанс выжить, или кукольник Срулика (Гади Ягиль), или природный повстанец Крука (Эли Горинштейн) … Все они с головой уходят в игру, ставшую их шансом хотя бы ненадолго убежать от страшной реальности.

Песня и танец, протест и спасение, жизнь и смерть – все переплелось в новом спектакле Камерного, одного из лучших и наиболее именитых театров Израиля. Постановка Омри Ницана вновь пытается переосмыслить не столь далекую от нас драму. Спустя 26 лет после премьеры первой постановки "Гетто" по-прежнему остается актуальным, как никогда.

Йегошуа Соболь - известный израильский драматург, сценарист, режиссер, родился в Израиле в 1939 году. Детство он провел в деревне - в Тель-Монде, а юность в кибуце Шамир, куда попал еще в армии с НАХАЛем. Жил в кибуце еще 5 лет после демобилизации - выращивал рыбу в бассейнах. А потом уехал жить в Париж – учить философию в Сорбонне и компьютерные науки, хотя сразу по возвращении в Израиль начал работать в театре. Еще из Парижа Соболь посылал в различные издательства в Израиле короткие рассказы, благодаря которым уже был известен и сразу по возвращении получил приглашение работать в Хайфском городском театре, где в 1971-м году была поставлена его первая пьеса «Ха-ямим баим» («Наступают дни"). Соболь получил в Хайфе место штатного драматурга, а с 1984 года также и должность художественного советника главного режиссера. В 1976–84 гг. Соболь пять раз удостаивался премии «Арфа Давида» за лучшую израильскую пьесу года.
Он также преподавал эстетику и драматургию на театральном факультете Тель-Авивского университета и в различных колледжах,. Постановка в 1988 году пьесы «Синдром Иерушалаим» («Иерусалимский синдром», 1987) вместе с Гедалием Бесером вызвала столь бурную волну возмущения в израильском обществе, что Соболю пришлось оставить театр в Хайфе, где он занимал тогда пост художественного руководителя, и посвятить себя исключительно литературному творчеству в области драматургии. В этой пьесе Соболь подверг смелому пересмотру систему еврейских национальных символов и моральных ценностей с общегуманистических позиций, при полном неприятии доводов типа «цель оправдывает средства». Методами театра абсурда драматург продемонстрировал свой взгляд на проблему Иерусалима, символ которого в его глазах стал фетишем и молохом и давно утратил святое содержание библейских времен.

Йегошуа Соболь написал не только 60 пьес (среди них – "Гетто", "Деревушка», «Я – не Дрейфус», «Альма», «Коль нидрей», «Адам», «Свидетель обвинения», «Иерусалимский синдром»), но и две книги – «Штика» и «Виски – зе беседер». "Штика" "Молчание") – воспоминания детства, проведенного в Тель-Монд, хотя не всегда реальные. Воспоминания человека, молчавшего всю жизнь и решившего рассказать о ней в 80 лет. О 1940-х годах в Израиле – благодаря этим воспоминаниям Соболь и написал знаменитую «Деревушку», поставленную в «Гешере». «Виски - зе беседер» – детектив о бывшем агенте Мосада, действие которого происходит в Америке. Перевод этой книги на английский вскоре выходит в США, в связи с чем Соболь приглашен прочитать ряд лекций в американских университетах и поставить там несколько своих же пьес.
Режиссурой он занимается достаточно давно – ставит свои пьесы и Шекспира в Израиле, в Европе и США. Но сегодня Соболю больше хочется работать с молодыми - он преподает театральное дело в "Семинаре кибуцим". Главное для него на нынешний момент – работа с молодыми актерами и театральные постановки в неконвенциональных помещениях и пространствах – таких, как Музей узников подполья в Иерусалиме, где в прошлом году была поставлена пьеса Соболя "Альма". Йегошуа Соболя привлекает сейчас именно интерактивный театр, где зрителей и актеров ничего не разделяет, где публика становится частью представления – как в его «Альме», когда зрители в прошлом году буквально бегали за актерами по Иерусалиму и должны были угадывать, куда им идти.

Пьесе «Гетто» - одно из знаковых произведений израильской драматургии,, спектакль по которой идет сейчас в Камерном театре в постановке Омри Ницана, была написана в 1984 году и ставилась с тех пор сотни раз. "Гетто" считается лучшей из написанного Соболем (Драмы «Гетто» (1984), «Адам» (1989) и «Ха-мартеф» («Погреб», 1990), посвященные жизни и борьбе евреев в гетто Берлина и Литвы, составили «Триптих гетто» - цикл, написанный в духе традиционного театра с включением статистических данных и доументальной информации). Впервые спектакль был поставлен 26 лет назад в Хайфском театре режиссером Гедалией Бесером. Пьеса основана на "Дневниках Виленского гетто" Германа Крука - директора библиотеки и журналиста, погибшего в 1944-м году, ежедневно делавшего записи в своем дневнике. Сам Крук погиб в 1944 году в концлагере Клоога в Эстонии, но подготовленный им "Дневник Виленского гетто" был издан после войны в Нью-Йорке (здесь о нем подробно - http://www.ibiblio.org/yiddish/EK/ek971212.html). Немало материалов Соболь почерпнул и в беседах с выжившими в гетто и с самим Сруликом Сегалем - директором театра. В театре, существовавшем в гетто в Вильне с апреля 1942 года по январь 1943, было показано 111 представлений и на них были проданы 35.000 билетов. В нем было 315 мест и каждый день на представления приходили не менее 350 человек. «Гетто» было номинировано в Великобритании как «пьеса года» в 1989 году, ставилась в Вене, Кельне, Торонто, Осло, Париже, Лос-Анджелесе, Берлине и Вашингтоне – на сценах 20 стран мира в переводах на 18 языков. "Гетто" ставился 66 раз – больше всего в Австрии и Германии, но ни разу в России, хотя в ближайшее время намечены постановки в спектакле в Смоленске и в Москве.

"Гетто" – один из целого ряда лучших спектаклей, входящих в специальную программу Камерного театра по приобщению русскоязычных зрителей к театральному искусству Израиля. Ближайшие спектакли "Гетто" с русскими субтитрами – 15 мая (в 17.00 и 20.30) и 27 мая (в 17.30 и 20.30).



 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments