karga_golan (karga_golan) wrote in culture_il,
karga_golan
karga_golan
culture_il

Categories:

5 загадок Эдварда Радзинского

Загадки истории – главная страсть Эдварда Радзинского, историка по образованию, писателя и драматурга по призванию, увлеченного размышлениями о судьбах отечеств, о дворцовых переворотах, о кровавых диктаторах и властителях дум. Его перу принадлежат десятки биографических исследований, им раскрыто множество больших секретов и маленьких тайн многовековой истории человечества. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию пять наиболее известных загадок истории, разгаданных Радзинским. С одной из них он познакомит израильскую публику уже в марте – с авторским проектом "Загадка Моцарта" известный историк и талантливый рассказчик выступит в пяти городах Израиля.

Для увеличения нажми на меня!



"Иосиф Сталин. Последняя загадка"
Это заключительная часть трилогии Радзинского под общим названием "Апокалипсис от Кобы". Автор утверждает, что это не научная биография "вождя народов", а дневниковые записи выдуманного им персонажа – друга Сталина. Но в основе этого романа – множество реальных документов и воспоминаний очевидцев.
Заключительный том цикла посвящен одной из самых страшных тайн истории человечества – тайне Второй мировой войны. И еще – смерти советского вождя. Радзинский убежден, что его убили. Впрочем, главная загадка для автора не в этом, а в том, кем был этот человек? Почему террор при нем достиг необъяснимых, космических масштабов?
"Вот этот третий том, наверное, о самых таинственных, самых действительно загадочных годах его правления, - объясняет историк. - Загадка не в том, как он умер. Это второе. А загадка, кто он был?".
Иосиф Сталин – это человек-миф, интерес к которому еще долго не иссякнет. Неслучайно книги Радзинского переведены на полтора десятка языков, включая иврит, и опубликованы в 19 странах, включая Израиль. Без понимания личности Сталина, убежден писатель и историк, невозможно осознать главную драму XX века: времени, когда люди так мечтали порвать с постыдным прошлым и осчастливить человечество.

"Загадка княжны Таракановой"
В 1775 году в Петербурге безмолвной белой майской ночью с борта одного из кораблей русской эскадры, прибывшей из Италии, на яхту, следующую к Петропавловской крепости, спустили женщину, закутанную в плащ. Она была арестована по приказу императрицы Екатерины Великой, получившей русский престол в результате переворота, совершенного братьями Орловыми. Именно Алексей Орлов и доставил пленницу из Италии. Эта женщина, объявившая себя дочерью Елизаветы Петровны, вызывала панический ужас у Екатерины, угрожая ей свержением с престола...
Она была известнейшей авантюристкой российской истории XVIII века, претенденткой на царский престол, женщиной, принимавшей участие в политической и личной судьбе императрицы Елизаветы Алексеевны, графа Разумовского, братьев Орловых.
В эту женщину были влюблены самые блестящие люди века. Ее красоте завидовала Мария Антуанетта. И мечтательный гетман Огинский, и властительный немецкий государь князь Лимбург были у ее ног. Ей объяснялся в любви самый блестящий донжуан Франции - принц Лозен…
"Читая полуистлевшие письма истлевших ее любовников, - пишет Радзинский, - я шептал вслед за ними безумные слова: "Ваши глаза - центр мироздания...", "Ваши губы - моя религия...", "Ваши руки подобны плющу нежности...". Уходят наши тела... Но страсть и любовь остаются".

"Загадка Казановы"
"Страшный и мистический 1789 год - год Великой Французской Революции, - как всегда, разгадывая загадки своих героев, Радзинский бережно воссоздает и атмосферу той эпохи, в которой они оставили свой след. - В Париже обезумевшая толпа разрушает все воспоминания прошлого, а величайшее изобретение демократии - гильотина работает день и ночь. В это время в далекой Богемии старик пишет книгу "История моей жизни". Вряд ли кто-то смог бы узнать сейчас в этом дряхлом, усталом человеке Джакомо Джованни Казанову - неутомимого и ненасытного любовника, от упоминания одного имени которого в недавнем прошлом начинали трепетать женские сердца".
Старик описал в книге, как великие монархи удостаивали его беседы. О победах в политике, на поле брани... Он писал о победах над женщинами. Сюжет его книги - непрекращающееся любовное похождение. Некая "эротическая Илиада", как назвал ее Цвейг. В книге Казановы - сто двадцать две соблазненные им женщины, причем сто двадцать две, имена которых упомянуты. А были еще и множество безымянных... Любовь была одним из высших смыслов существования Казановы, именно она сделала его великим. И все же... "Кем был этот восхитительный боец, победивший полки красавиц? - вопрошает Радзинский. - Старик, написавший "Историю моей жизни"? Или?..". В этой истории, полной приключений и авантюр, вопросов больше, чем ответов, однако автор находит объяснение всем тайнам этого загадочного человека.

"Загадка Бомарше"
"В тот день Бомарше, как всегда, писал пьесу…", - начинает свой рассказ Радзинский и тут же сгущает краски: "…как выяснится, в день своей смерти - он дописывал последний акт пьесы, которую создавал и режиссировал всю жизнь, в которой играл до последнего часа и которая не закончилась после его кончины". В этой пьесе было все то, что прославило Бомарше-драматурга: смелость, дерзость, изящество, любовные приключения и невероятные интриги. Игра ума и пера. Но на этот раз игра привлекла на сцену коронованных особ и аристократов, знаменитых писателей и политиков. Людовик XVI и Мария Антуанетта, Наполеон Бонапарт и Фуше, Робеспьер и Дантон, маркиз де Сад и Шатобриан - все они стали действующими лицами в "театре жизни" Бомарше. Но жизнь - не театр…
Талант Бомарше был разносторонен, поле деятельности его охватило самые разнообразные занятия – от технических изобретений в часовом механизме до разработки курса всеобщего уголовного права, – а жизнь была полна неожиданностей, борьбы и событий, взлетов и падений. "Его загадки при жизни были ничем по сравнению с его загадками после смерти, - интригует Радзинский. - Есть свидетельства очевидцев, что через несколько дней после похорон он сидел в кресле и слушал музыку. Возможно, это были свидетельства сумасшедших. Но и сам эксцентричный драматург утверждал: "Смерть – это радость… Радость небытия…".

"Загадка Моцарта"
"Никогда, никогда я не верил, что Сальери мог отравить Моцарта!" – так начинается письмо старого пианиста К. Эдварду Радзинскому. Музыкант в букинистическом магазине еще сталинского Ленинграда чудом нашел две тетради с пожелтевшей бумагой - рукопись на немецком, которая стал ключом к разгадке тайны смерти австрийского гения.
Свою "Загадку Моцарта" историк разгадал еще в 1990-х. Проект был создан, как пьеса по заказу радио и телевидения Италии. Ставить ее в России Радзинский долгие годы не хотел, считая ее слишком личной и опасаясь режиссерских фантазий. И вот сегодня, спустя почти 20 лет, писатель возвращается к загадке австрийского гения и одним из первых знакомит со своей версией жизни и смерти Моцарта израильскую публику.
"Вечные темы – художник и Бог, ограниченность фанатика и поиск творца, музыка и молитва, беспощадная тупость толпы и обреченность гения. На фоне нынешнего искусства мне показалось важным вернуться к этой пьесе", - говорит Радзинский. По версии драматурга и историка, Моцарта убил отнюдь не Моцарт, а совсем другой человек – влиятельный и даже всемогущий. "Этот богач и меценат, страстный поклонник Моцарта похоронил обожаемого им гения… в общей могиле для бедных! Издевательски затратив на похороны Моцарта сумму, которую сам Моцарт затратил на похороны… умершего скворца! Почему?! Об этом я рассказываю на концертах", - восклицает Радзинский.
Музыку в спектакле, а это отрывки из симфоний, концертов, увертюр и арий Моцарта, на израильских концертах Радзинского исполнит Иерусалимский фестивальный оркестр под управлением Владимира Баршевича. Представление производит впечатление ушедшей торжественности, напоминая о балах, камзолах, париках и особой парадности не только жизни, но и смерти великого композитора.

"Загадку Моцарта" Эдвард Радзинский в сопровождении Иерусалимского фестивального оркестра разгадает:

2 марта, в субботу, в 20.00 - в Ашдоде (Матнас "Дюна-Юд");
3 марта, в воскресенье, в 20.00 – в Хайфе (зал "Раппопорт");
5 марта, во вторник, в 20.00 – в Иерусалиме (театр "Павильон");
8 марта, в пятницу, в 20.00 – в Беэр-Шеве ("Гейхал ха-Тарбут" Гистадрута);
9 марта, в субботу, в 20.00 – в Рамат-Гане (театр "Яалом").


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment