karga_golan (karga_golan) wrote in culture_il,
karga_golan
karga_golan
culture_il

Category:

«В поисках голубой нити»

Официальный пресс-релиз

27 апреля Клуб-галерея «Скицца» (Иерусалим, Дерех Хеврон, 12) открывает в выставочном зале «Бейт От ха-Муцар» выставку-инсталляцию «В поисках голубой нити». Это совместный проект художника Анатолия Шелеста и искусствоведа и художницы Марины Шелест.
Голубая нить – символ духовной истории народа Израиля: «И Господь сказал Моше так:"Обратись к сыновьям Израиля и скажи им, чтобы делали себе кисти на полях одежды во всех поколениях своих и вплетали в каждую кисть на тех полях голубую шерстяную нить, и будут у вас кисти, посмотрев на которые, вы станете вспоминать все заповеди Господа и исполнять их. И не будете вы блуждать, влекомые сердцем и глазами вашими, как блуждаете ныне..." (Тора, Книга «Числа» (Ба-мидбар), 15:37-39).
Проект был создан в 2003 году и экспонировался в Музее Людвига (Германия, Кобленц, 2003) и в в Национальном музее Украины (Украина, Киев, 2004). В Израиле этот проект экспонируется впервые.

Для увеличения нажми на меня!

 

Для окрашивания восьмой нити кистей употреблялась особая краска, которую добывали из моллюсков. Эта технология утрачена, а заменить эту краску какой-то другой синей многие верующие евреи считают нарушением заповеди; поэтому большинство религиозных иудеев сегодня используют только белые нити. Но поиски «голубой нити», подлинного голубого цвета, который символизирует ту область духа, что находится за пределами нашего разума, продолжаются.
Что касается Шелестов, то для них создание этой инсталляции – воплощение их собственного духовного пути. Это утверждение нуждается в некотором объяснении.
В законченном виде инсталляция представляет собой пространственную композицию, созданную из листов черно-белой графики, выполненных в технике монотипии. Листы соединяются, образуя пять серий, символически соответствующих пяти книгам Торы:

1. В начале...Сотворение неба,земли и всего, что наполняет...
2. Колена. Сотворение еврейского народа.
3. Земля, текущая молоком и медом.
4. Воинство.
5. Иерусалим, город земной и небесный.

Итак, начинается все с монотипии. Она считается одной из простейших графических техник: на твердую поверхность – стекло, камень, пластик – наносится краской рисунок, затем прижимается лист бумаги, и на нем появляется оттиск - разумеется, в зеркальном отражении. Как будто все очень просто. Но ...
Оттиск не повторяет с точностью первоначальный рисунок. Это зависит от множества факторов: от состава краски и ее плотности, от впитывающей способности и фактуры бумаги, от того, как снимается лист - краска может потечь, образуя пятна, которые совершенно не были запланированы.
То есть монотипия во многом непредсказуема, в ней есть элемент случайности, когда замысел художника может измениться как бы сам собой, независимо от воли мастера.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Именно это свойство монотипии и привлекает Анатолия Шелеста, поскольку вполне совпадает с его намерениями – задать лишь общее направление, а потом дать материалу работать самому. Нет никакого первоначального рисунка: Анатолий наливает на поверхность стекла краску, и начинает обрабатывать ее различными инструментами. Движение руки создает общий ритм и направленность; сознание в этом практически не участвует; как в танце тело само знает, что ему делать, подчиняясь музыке, так и здесь рука художника действует сама, разгоняя краску почти до прозрачности в одних местах, скапливая, сгущая в других; а что за музыку слышит в это время мастер, известно только ему самому...

На этом первом, интуитивном этапе, Анатолий работает один. На втором, концептуальном, включается Марина: идет совместный процесс осмысления сделанного, отбора и обработки этих листов, их мультиплицирования - так из одной клетки множится, растет цельный организм. И уже затем листы с закодированной в них информацией художники выстраивают в цепочки композиций, и первоначальные образы сплетаются в некую новую реальность. Воспринятые зрителем, эти ассоциативные образы подталкивают его к самостоятельному прочтению, открывают для него многомерность пространства и смысла – точно так же, как в свое время эти фигуры и символы, возникшие как будто сами собой, стали для Анатолия знаком и откровением. Появление этих букв, этих образов, непостижимость всего процесса, обращает художника к словам молитвы: "Бог скрывающийся за порогом тайны, разум превышающий всякое разумение…".

"Видимо, он открыл свою изобразительную праматерию, творя с ее помощью текстовое полотно, и использует их для создания своего индивидуального изобразительного языка. Но то, что поначалу выглядит как личное откровение, претендует теперь на универсальный язык», написал в своей статье посвященной выставке, доктор Иоганнес Вахтен, директор Еврейского Музея Франкфурт -на-Майне в 2004 году.

****************

Анатолий Шелест - художник, учился на отделении графики Киевского Художественного Института.
В 1986 году, после Чернобыльской катастрофы, переехал с семьей в Ташкент, где в 1989 окончил Ташкентский Театрально-художественный институт, отделение графики. В 2000 году эмигрировал с семьей в Германию, а в 2006 семья репатриировалась в Израиль. Выставляется с 1990 года. Осуществил более 15-ти персональных выставок, в том числе: Галерея «Черепаха и скрипка» (Ташкент, Узбекистан); Галерея "Токашимайя" (Токио - Коала-Лумпур); Людвиг-музей - Хаус Миттерних, (Кобленц, Германия); Национальный музей Украины (Киев, Украина).

Марина Шелест (Лейбович) - театральный художник и искусствовед. Училась в Киевском художественном институте на отделении теории и истории искусств. В Ташкенте была владельцем и куратором Галереи-клуба "Черепаха и Скрипка".
После эмиграции в Германию работала куратором в Людвиг-музее в Кобленце. В 2006 репатриировалась с семьей в Израиль. Арт-директор и куратор Клуб-галереи «Скицца» в Иерусалиме.

Иерусалимский клуб-галерея Skizza.

В уникальном историческом здании "Бейт От ха-Муцар" в столице Израиля, уже три года существует клуб-галерея "Скицца", создателям которого удалось осуществить давнюю мечту: соединить художественную, общественную и культурную деятельность. "Скицца" – это место, где пути творческой интеллигенции пересекаются с теми, кто умеет оценить и поддержать искусство: дипломатами, политиками и другими влиятельными персонами.
27 апреля иерусалимский клуб-галерея Skizza выставкой – инсталляцией "В поисках голубой нити" открывает новый сезон.
Художественные проекты галереи "Скицца" осуществляют Марина Генкина и Марина Шелест – известные искусствоведы с опытом работы с такими всемирно известными культурными центрами как Пушкинский музей, Третьяковская галерея, Людвиг-музей в Германии, Центр Помпиду и Музеон Исраэль.
В осуществлении проектов клуб-галерея "Скицца" получал помощь от комиссии при министерстве абсорбции, мэрии Иерусалима, Американского посольства в Израиле, посольств Казахстана и Узбекистана в Израиле
Выставку можно посмотреть в экспозиционном зале «Бейт От ха-Муцар», клуб- галерея «Скицца» - Иерусалим, Дерех Хеврон, 12 (напротив Иерусалимской «Синематеки» и гостиницы Хар-Цион). Телефон для справок о часах работы: 050-2247334
Почта галереи skizze.gallery@gmail.com
Сайт - http://skizze-gallery.livejournal.com/


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments