karga_golan (karga_golan) wrote in culture_il,
karga_golan
karga_golan
culture_il

Духовная геометрия арабесок

Трехмерное видение красоты – так можно охарактеризовать суть работ Дорона Мердингера – израильского дизайнера, новатора, экспериментатора и эзотерика. Дорон в начале апреля открыл галерею на тель-авивской Кикар ха-Мдина – в гуще анклава самых дорогих магазинов города. Зачем и почему, кто в Израиле может позволить себе купить дизайнерскую посуду или кофейный сервиз за тысячи шекелей – об этом отдельный разговор. Могут те, кто в состоянии и оценить и заплатить. Оценить идею, высочайшее качество работ, умение претворить в материале духовную сущность, творческую идею.

Для увеличения нажми на меня!



Дорон Мердингер – представитель наследник династии "Ха-Цорфим" – известнейшей в Израиле семьи серебряных дел мастеров, изготавливающий предметы иудаики (если спускаться из Иерусалима в Тель-Авив огромный щит "Ха-Цорфим" виден на пригорке справа от шоссе). Фирму "Ха-Цорфим" основал отец Дорона Мердингера - Йосеф Мердингер, приехавший в Израиль в 1947 году, отправленный англичанами на Кипр, и вновь репатриировавшийся в страну через год. Позже Йосеф перевез в Израиль мать и сестру, а сама знаменитая ныне фирма, которую многие считают едва ли не древнейшей в Израиле мастерской серебряной иудаики, была основана в начале 1960-х годов, и первые подсвечники были изготовлены дедовскими инструментами, вывезенными Йосефом Мердингером из Черновиц.

Судьба Йосефа заслуживает отдельного описания, в главы которого будет внесено самостийное изучение ювелирного дела, отношение к ремеслу как к искусству, попытка убежать из Западной Украины перед наступлением немцев, спасение матери и сестры, знание 7 языков, служба в Красной армии переводчиком, снова побег с Украины и репатриация в Израиль. Сделав вручную первый подсвечник, Йосеф Мердингер стал осваивать рынок иудаики и настолько удачно, что именно его ханукия была передана его сыновьями Любавическому ребе в Нью-Йорке (http://www.youtube.com/watch?v=FxQFLm7xwoQ). Но все это – уже история, как и то, что фамилия Мердингер происходит от имени одного из крестоносцев 12 века, по легенде спасавшего евреев. Как и то, что в детстве Дорон говорил дома на идиш и ладино. Идиш - от отца, ладино – от матери, родившейся в Турции, хотя отцом ее был еврей с Украины, а семья ее была изгнана из Эрец-Исраэль в Турцию в 1914-м году.

86abd353cedf8eaaa860cc5a0fecb334_photo4.JPG

В настоящем Дорон Мердингер, художник от рождения, учивший математику, физику, электронику и управление бизнесом в Нью-йоркском университете – самостоятельный дизайнер, разработавший десятки серий ювелирных изделий, украшений, посуды, мебели. Сочетающий, благодаря знанию математики, эргономики, химии и каббалы различные идеи, несовместимые ранее материалы, новейшие технологии, компьютерное моделирование и эзотерические понятия, в том числе и из учения каббалы, в которой он находит не только источник творчества, но и законы, отголоски которых он видит в строении атомов, в сути материи, что, по его словам, позволяет ему делать вещи очень красивые, супер-функциональные, изящные и затейливые, абсолютно неповторимые.

Неповторимые и потому, что Дорон Мердингер не делает никаких предварительных эскизов, набросков, чертежей или моделей. Он отталкивается от интуиции, просто видит в воображении трехмерное изображение - витой фужер или золотистый лист, или шезлонг, облекающий тело, как манто как из песни Вертинского, или роспись арабесками, и переводит фантазию в реальность. Сначала – в виртуальную реальность, в компьютерную матрицу. Каждый пиксель будущего изделия – бит, единица или ноль. У Дорона Мердингера нет мастерской в общепринятом смысле этого слова, хотя он проводит мастер-классы у себя дома. Есть – внутренняя лаборатория, компьютер, нетривиальность решений, трехмерная техника и духовные практики, увлечение философией арабесок и умение свести вместе несовместимое. По его компьютерным матрицам на особом трехмерном печатном устройстве делаются модели, отправляются в Лондон или Женеву и уже там возникает само изделие. Рассчитывать Дорон умеет не только трехмерные компьютерные модели, но и статистику и бизнес-планы - сказывается школьное увлечение точными науками и университетское образование в области управления.

119da0eeed7f12bd07c60513db6b5efb_photo 1-1.JPG

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Кто хочет увидеть изделия Дорона, могут сходить в галерею Мердингера на Кикар ха-Мдина. Стоимость изделий такова, что большинству остается их только рассматривать. Купить его дорогие (в каждой тарелке – немного магии) и престижные авторские изделия могут только состоятельные ценители прекрасного. Посмотреть же "коллекцию арабесок" – любой. Коллекция арабесок производится на пяти фабриках в нескольких странах мира при помощи технологии лазерной печати. Золото, титан, китайский фарфор цвета слоновой кости, стекло высшей пробы. На то, чтобы сделать полный набор – белый с золотом сервиз, украшенный арабесками (так напоминающий бабушкин пасхальный стол) уходит от 2 до 3 месяцев. Авторская работа, мистика и символизм стоят немало.

Марка "Дорон Мердингер" хорошо известна в мире – большей частью при дворах и дворцах. Его посуда находится в современных дворцах Туркменистана. Кофе в одном из дворцов в Абу-Даби в Эмиратах подается в чашках от Мердингера. Как он – израильтянин – проник туда дважды в 2008-м году назад с группой израильских промоутеров технологий – такая же отдельная история, как и то, какое ожерелье он сделал для Мадонны из черных бриллиантов, вплетя в него выписанные золотом буквы имени Эстер на иврите (Эстер – так называет себя Мадонна, когда садится за книги по каббале).

Основный мотив нынешних работ Дорона – золотые арабески (хотя совсем недавно он, отвлекшись ненадолго, сделал из пластика спортивный манеж для младенцев). Арабеска – символ, повторяющийся во всех его изделиях. Философский и эзотерический смысл арабесок равно популярен в учениях Запада и Востока. Узоры – орнаменты арабесок и причудливое сочетание форм, цветов, архитектурных элементов, созданы более фантазией художника, чем взяты из жизни. А фантазии Дорону Мердингеру не занимать. Его декоры - линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многоконечных звезд – создают бесчисленное множество композиций, которые повторяются на всем, что он придумывает. Кстати, в период с 12-го по 15-й век ремесленники Востока во множестве изготовляли лампы, сосуды для вина и воды, чаши, фляги, стаканы из цветного стекла с пестрыми росписями, в том числе с каллиграфическими арабесками, сделанными золотом, так что Дорон – не первый, кто украшает посуду арабесками, но первый, кто придумал технологию, позволяющую сочетать титан и хрусталь и практически как угодно изгибать фарфор и стекло. Секрет его дизайна – композиция не только рисунка, но и материалов, ну и немного чародейства. Ведь арабески – один из самых магических орнаментов, соответствующий фаталистической идее судьбы. Узоры мечтательных арабесок могут безгранично распространяться во все стороны, бесконечно развиваясь и ритмически повторяя геометрические прихотливые мотивы. Такой орнамент фактически исключает фон, один узор вписывается в другой, закрывая поверхность - европейцы называют это "боязнью пустоты". Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой – что Дорон и делает, "подгоняя" узоры под формы сосудов и блюд.

Арабески получили большое распространение в Европе в эпоху Возрождения. Позже европейское искусство еще не раз обращалось к этому изысканно-утонченному виду живописи. Прекрасные образцы арабесок создали художники-модернисты конца 19-го - начала 20 века, особенно Обри Бердслей. Дорон Мердингер развил идею арабесок, увидев в бесконечных повторениях связь с каббалистическими символами. Он выражает в материальном духовную энергию и потому его изделия так притягивают взгляд.

Для увеличения нажми на меня!

Памятуя о мастерах, делавших украшения для Храма и упомянутых в ТАНАХе, Дорон связался с Институтом изучения Храма в Иерусалиме и сделал из чистого серебра утварь для еще не отстроенного третьего Храма – сосуды для воды и вина. Все это не помешало ему в течение 12 лет возглавлять фирму "Ха-Цорфим" и ее представительства в Дании и Бельгии. В 2005 году Дорон Мердингер оставил семейное дело брату и занялся авторским дизайном в студии в Яффо, превращая интуицию, сны и иллюзии в трехмерную реальность золотых арабесок. Тому способствовали две вещи – найденная им у двери в студию книга "Сефер Йецира" – "Книга Творения", один из основополагающих текстов в Каббале, авторство которого традиционно приписывают Аврааму, и то, что пол этой студии был выложен плитками с красно-черными узорами арабесок. Именно в Яффо он начал использовать в своем творчестве мотивы арабесок, усматривая в них связи не только с исламским искусством, но и с книгой мироздания праотца Авраама, создав в результате первый в Израиле магазин-галерею арабесок, расписав ими посуду в соответствии со своим творческим опытом, в духе символизма, гармонии и непрерывности, сочетая потустороннее трансцендентное с сиюминутным материальным в самой гуще целевой направленности социальных протестов.

Зачем Дорону Мердингеру такое сочетание и такие эксперименты? Вот как сам он это объясняет: "Как только мне говорят, что что-то невозможно – я это делаю. Это относится и к конфигурации изделий, и к технологиям и в данном случае к тому, зачем мне такая галерея в Тель-Авиве. Каждое мое изделие – это результат некого процесса, мировоззрения, чувств. Это нечто иррациональное. Прежде всего, мне надо увидеть образ. Я даже не знаю из какого материала я потом его сделаю, но знаю, что изделие, воплощающее духовный посыл это образа, появится на свет. Все, что я делаю, рождается из духовной практики, материал – лишь оболочка. Каббала говорит, что реальность существует прежде всего в нашем воображении, говорит о свет и тьме, то есть о нуле и единице, значит и о бинарных кодах. Мои воображаемые имиджи – это файл с тремя параметрами, которые я и перевожу в коды, в реальность, благодаря знанию материаловедения, используя также законы природы – от золотого сечения до принципа Парето (принцип 80/20) и невероятные точные технологии, позволяющие, к примеру, найти связи символа "меркава", высшей геометрии и строения атома. Я все время учусь, езжу по разным странам, обращаюсь к тем или иным специалистам, а потом создаю в воображении абсолютно точную модель. Как дизайнеру, мне, прежде всего, важно прийти к абсолютной точности передачи в материи воображаемой картины". Но это уже также отдельная история – один из завитков бесконечной игры арабесок.

"Арабески – Дорон Мердингер" – Тель-Авив, Кикар ха-Мдина, ул. Хей ба-Ияр, 36.

http://www.doronmerdinger.com/

Маша Хинич




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments