jerussalem (jerussalem) wrote in culture_il,
jerussalem
jerussalem
culture_il

Categories:

Гости Иерусалима: Сергей Стадлер - музыкант, мечтающий о тишине

Оригинал взят у jerussalem в Гости Иерусалима: Сергей Стадлер - музыкант, мечтающий о тишине
В этом году выдающийся скрипач современности, Народный артист России, президент Эрмитажной академии музыки Сергей Стадлер отмечает 50-летие. К своему юбилею Маэстро подошел с солидным творческим багажом: выиграл множество престижнейших международных конкурсов, в разное время выступал с оркестрами Санкт-Петербургской филармонии, Государственным оркестром России, Российским национальным оркестром, оркестром Мариинского театра, Большого театра, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, был главным дирижером Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, ректором Санкт-Петербургской консерватории, гастролировал более чем в 50 странах, записал более 30 компакт-дисков. Очередной возрастной рубеж Сергей Стадлер отмечает юбилейными концертами, которые проходят во многих странах мира, в том числе - и в Израиле…





- Юбилей – хороший повод подводить итоги, в вашем случае, конечно, промежуточные. Оглядываясь назад, какие события вашей богатой творческой жизни вы назвали бы судьбоносными?
- Пожалуй, среди действительно судьбоносных событий своей жизни я назову свою победу на Международном конкурсе имени Чайковского в 1982 году. В то время, это он был самый трудный: очень мощная программа, два концерта подряд в финале... Победить на нем большая честь - как спортсмену на Олимпийских играх.
- Как проходит ваш юбилейный год? Что и где вы исполняете?
- Даю много концертов в самых разных странах. Исполняю всю скрипичную классику – от Моцарта до Паганини. Непосредственно в свой день рождения, 20 мая, я буду играть в Санкт-Петербурге.
- Расскажите о ваших юбилейных концертах в Израиле. Что вы будете исполнять и почему выбрали именно эти произведения?
- В программе моих концертов в Иерусалиме и в Хайфе - Концерт для скрипки с оркестром №1 Паганини, "Реквием" Моцарта и маленький Концерт для скрипки со струнным оркестром раннего Мендельсона, который, кстати, я особенно люблю и всегда с удовольствием играю. "Реквием", например, тоже часто просят исполнить – так почему бы не помузицировать еще раз. Что же касается Концерта Паганини, то это действительно знаковое сочинение. Он входит в 8 самых крупных тяжелых произведений для скрипки.
- Это произведение Паганини вы выбрали потому что он сложное или потому что красивое?
- Определяющими оказались обе причины. Из шести скрипичных концертов Паганини – первый самый знаменитый.
- По какому принципу вы формируете свой репертуар вообще и юбилейный в частности?
- Знаете, так получилось, что в своей жизни я сыграл много сочинений и, похоже, достаточно близок к тому, чтобы сыграть все, что написано для скрипки. На сегодняшний день я реализовал себя и как скрипач, и как дирижер. Однако, определяя репертуар, я возвращаюсь к своей первой основной профессии и на юбилейных концертах просто играю на скрипке.
- Каким должно быть произведение, чтобы вам захотелось его исполнить?
- Я не узконаправленный исполнитель - мне интересны различные стили и различные композиторы. И сонаты, и камерная музыка, и большие концерты.
- Есть на свете произведения, возможно, не скрипичные, возможно, даже не классические, которые вы давно хотите исполнить, но все никак не доводится?
- Трудно сказать. Пожалуй, я все-таки живу в именно своем жанре, и мне достаточно. А ведь есть еще и дирижерская жизнь – это абсолютно безграничное количество музыки. Я много работаю в опере, которая тоже предоставляет огромный выбор.
- Есть ли современные композиторы, за творчеством которых вы следите с интересом? Есть ли современники, которые, с вашей точки зрения, станут классиками?
- Я в своей жизни видел Шостаковича, жал его руку. И в некоторой степени – он мой современник. Но с уходом таких людей, как Стравинский, Шостакович и Мессиан я не могу назвать ни одного композитора, которого можно было бы поставить с ними рядом. Конечно, сейчас мы живем не в творческое время. И концертная жизнь всего мира в основном заполнена прошлым. Мы живем в музее!
- В разные годы вашими наставниками были выдающиеся скрипачи и педагоги. Какова, с вашей точки зрения, роль наставника в вашем становлении и становлении музыкантов, подающих большие надежды?
- Это для всех очень важно. Самое главное для музыканта - это педагог. Мне повезло – я занимался у таких великих, как Ойстрах, Коган, Вайман. Скрипка – очень трудный инструмент, поэтому очень важна школа. Человек здесь не может быть самоучкой, по крайней мере - в классической музыке. Поэтому очень важно кто тебя научил, важна преемственность традиций.
- Вы реализовали себя в разных ипостасях: и как исполнитель, и как дирижер. Какая из них вам сегодня наиболее близка и почему?
- Внутренне я живу пополам.
- О вашей памяти ходят легенды. Говорят, вы наизусть помните огромные партитуры? Это действительно так? Вы тренируете память, или это врожденный талант?
- Да, я люблю дирижировать наизусть. Специально память я не тренирую, но если ты все время работаешь с партитурой, то ты ее уже знаешь. Получается, память сама тренируется.
- Нужны ли ежедневные репетиции скрипачу вашего уровня тоже? Как вы поддерживаете мастерство?
- Конечно, в моем возрасте и при моем уровне много заниматься, конечно, не стоит. Но форму я поддерживаю. Есть определенный комплекс упражнений.
- Расскажите о вашей скрипке. Как она попала к вам, кто на ней играл раньше? Чем она для вас дорога?
- Она из Чикаго, где долго лежала в частной коллекции. Это Гваданьини 1782 года. Так как это собственный инструмент, то я почти все время на ней играю. Я хочу, чтобы она звучала так, как я хочу, и она делает это.
- Любите ли вы дома, на отдыхе слушать музыку, если да – то какую? Какие жанры входят в круг ваших слушательских интересов?
- Я слушаю огромное количество музыки, но, пожалуй, не ради удовольствия, а по работе. И если бы была такая возможность, я лучше побыл бы в тишине. Что же касается жанров, то кроме классики мне интересен джаз, этническая музыка. Я не занимаюсь этим профессионально, но я это люблю.
- Что интересует вас в жизни кроме музыки? Есть ли у вас хобби? Как вы проводите свое свободное время?
- Если бы я работал на сталелитейном заводе, то приходил бы с работы и слушал бы свою любимую музыку. Но у меня работа смешана с хобби. Еще я много читаю…
- Вы не однажды гастролировали в нашей стране. С чем у вас ассоциируется Израиль?
- Я очень люблю к вам приезжать, с огромным удовольствием посещаю места, священные для всех. Мне нравится ваша страна, мне кажется, она очень хороша, по-моему, и для жизни тоже, и сама жизнь у вас интересная и яркая. Больше всего в Израиле я люблю Иерусалим и живу всегда там.
- Есть ли тут у вас друзья или родственники?
- Друзей очень много, а родственники… может быть, какие-нибудь дальние.
- Любите ли вы музыкальный юмор и юмор вообще?
- Да, конечно, мне кажется, что люди без чувства юмора даже опасны.

  Борислав Протченко  
Опубликовано в приложении "Нон-Стоп" к израильской газете "Вести"


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments