karga_golan (karga_golan) wrote in culture_il,
karga_golan
karga_golan
culture_il

Италия в профиль

Оригинал взят у karga_golan в Италия в профиль

18 марта в Метрополитен-Музее в Нью-Йорке завершится выставка «Портрет эпохи Возрождения: от Донателло до Беллини» - шедевры портретного искусства Итальянского Ренессанса. Портрет тех времен, когда само понятие портрет значило куда больше, чем случайная вспышка фотоаппарата. Портрет Возрождения – той эпохи, когда портрет был роскошью, необходимостью, товаром, знаком принадлежности к элите. Когда признанные портретисты были частью двора. Когда художники столь умело выдавали желаемое за действительное, что эпоха той поры названа Возрождением – возрождением искусства, столь блистательно начавшемся в Италии, во Флоренции и Венеции 15 века, воспринимаемых ныне в веке 21-м именно так, как показывали итальянские художники от Донателло до Беллини, Ботичелли, Гирландайо, Филиппо Липи, Мантеньи, Мессины, Фра Анжеликоа, Де Спаньи, Верроккьо, Пизанелло и других великих мастеров эпохи итальянского Возрождения, изменивших историю создания портретов.

Для увеличения нажми на меня!
Piero del Pollaiuolo. Portrait of Lady


Из не итальянцев на выставке из 160 работ мастеров итальянского Ренессанса (живопись, а также другие произведения, порожденные модой на портреты – бронзовые медали с изображением лиц, мраморные скульптуры, монеты, иллюстрированные манускрипты) представлен только Ганс Мемлинг. Путешествие в живописную Италию длится восемь десятилетий от Флоренции через Феррару, Мантую, Болонью, Милан, Урбино, Неаполь и папский Рим до Венеции, где традиция портрета утвердилась в конце 15-го века.

Почему так больше не умеют рисовать? Это первый, банальный и сам собой напрашивающий вопрос на этой выставке. Почему больше не умеют так передать характер, взгляд, свежесть кожи, пышность волос, структуру ткани на полотне, бумаге или в мраморе? На самом деле умеют – просто нет больше времени ни на создание, ни на оценку того, на что время и умение потрачены. Спрос определяет предложение даже на рынке искусства, который расцвел в Италии в 15-м веке.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

При входе на выставку золотом на стене высвечены слова гениального провидца Леонардо: «Как изобразить в профиль лицо, которое видел только раз? Запомнить очертания носа, рта, подбородка и лба. Носы бывают трех видов… С носа и начнем».
Цитату из дневников Леонардо сократили в духе времени. Полностью она звучит так: «Немалой кажется мне прелесть того, кто придает хороший вид своим фигурам. Об изображении человеческого лица в профиль с одного раза и одного взгляда. Если ты хочешь обладать легкостью в запоминании выражения лица, то заучи сначала на память глаза, носы, рты, подбородки многих голов, а также горла, шеи и плечи. Примем случай, что носы бывают десяти видов, они хороши, поскольку речь идёт о профиле. Спереди носы бывают одиннадцати видов. И так же найдешь ты различия в других частях, и все это ты должен срисовывать с натуры и запоминать; или же, когда тебе нужно сделать лицо по памяти, носи с собою маленькую книжечку, где отмечались бы подобные образования, и когда ты бросил взгляд на лицо того человека, которого ты хочешь зарисовать, то смотри потом отдельно, какой нос или рот на него похож, сделай маленький значок, чтобы узнать его снова, и потом, уже дома, составь целое. О лицах уродливых я не говорю, так как они без труда удерживаются в памяти».

Уродливых лиц на выставке нет – они прекрасны все, даже некрасивые – талант художников их преобразил. А открывается выставка женскими портретами в профиль - портретами девушек до замужества. «Virtutem Forma Decorat» - «Красоту украшает добродетель»: следуя латинской поговорке такие портреты имели определенную цель и товарную цену – девушкам из аристократичных семейств искали выгодную партию, а художники создавали образ прекрасной дамы. Писались женские портреты поначалу в профиль, во многом по¬вторяя чеканку римских монет и медалей. Медали можно было выпускать в сравнительно большом количестве, они были долговечны, так что профильное изображение, характерное для монет и медалей долгое время было очень популярным, доминирующим и в живописном портрете. Богатые и знатные люди хотели видеть себя не столько узнаваемыми, сколько властными. Портреты писали с сильных мира сего и размещали в церквях и на гробницах. Сходство было совсем не обязательным. Но, начиная с 15 столетия, в Европе началась великая эпоха портретов, предстающая на выставке во всем блеске. Новая мода, начавшись во Флоренции, и постепенно охватив Милан, Рим и Венецию, делала акцент на красоту и индивидуальность. В 15 веке портреты стали заказывать и богатые купцы, требовавшие «похожести» - те, кто надеялся, что не будут забыты миром.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

«Живопись обладает воистину божественной властью не только в том, что она делает отсутствующее присутствующим, делает реальным то, что эфемерно (как говорится о дружбе), но и в том, что представляет умершее живым людям спустя много веков, и зрители отдают должное художникам с удовольствием и глубоким восхищением. В портретах лица мертвых будут жить еще долго» - так писал в 15-м веке Леон Баттиста Альберти - итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и теоретик искусства Возрождения. Пожалуй, больше живописных портретов, с тщанием собранных для этой выставки из разных музеев мира (до Нью-Йорка выставка экспонировалась в Берлине в Музее Боде, а картины собраны из различных музеев мира, в числе которых Лувр, Национальная галерея Уффици и Лондонский музей) поражают мраморные бюсты, иллюстрирующее переломный момент в истории портрета. Их можно и нужно обходить кругом, поражаясь искусству в мелочах – завитки, деталь кружевного воротника, сходство, выражение, «горящие» в камне живые глаза. И еще интерес выставки заключается в человеческих историях, скрывающихся за полотнами. Что-то можно прочесть в пояснительных текстах, что-то – в статьях куратора выставки Андреа Байер и главы отдела европейской живописи Метрополитен-Музея Кита Кристиансена, считающих что прежде всего Ренессанс - это время открытия личности, новых идеалов и понятий о красоте.

А еще кураторы считают, что «движение души», сущность человека начала выходить на первый план поначалу в скульптуре и благодаря скульптурному портрету во Флоренции быстро развилось новое реалистическое направление в искусстве. Удивительная тонкая изящная работа – недаром этими скульптурами аристократов, иерархов церкви, военачальников, поэтов любуются и восхищаются уже веками, не забывая и тех, кого они изображают и тех, кто их изобразил, и пытаясь разобраться в символах и чувствах, в эволюции портретной живописи. «Сегодня трудно представить, что возрождение портрета как жанра искусства началось только в 15 веке, после многовекового перерыва. Впервые после эпохи античности художники стали рисовать портреты в разных целях – чтобы запечатлеть облик выдающейся личности, черты красивой женщины, сделать подарок другу. Думаю, большим открытием для всех станет то, что искусство эпохи Возрождения – это не только живопись, но и переплетение множества других видов искусства. Живопись шла от скульптуры » - пишет Кит Кристиансен.

Эта выставка - встреча нас с прошлым - пленяет, она рассказывает и показывает, как взаимодействовали общество и искусство. Взаимодействуют и сейчас. Так что каково общество, такого и искусство.

Сайт Метрополитен-Музея - metmuseum.org

Маша Хинич



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments