karga_golan (karga_golan) wrote in culture_il,
karga_golan
karga_golan
culture_il

Category:

Застывшая вода

Оригинал взят у karga_golan в Застывшая вода

Галерея "Литвак", открывшаяся два с лишним года назад в декабре 2009-го, и поспешившая объявить себя апологетом чистого стекла, поддалась давлению обстоятельств. Ничего не разбилось, но галерея успела показать работы всех значительных мастеров стекла, с которыми сотрудничает – от американца Дейла Чихули до чеха Вацлава Циглера, организовать пару репрезентативных групповых выставок, пробудить интерес к стеклу как к области искусства и начат искать новое, вспомнив вовремя, что стекло – это жидкость. Вязкая и тягучая, но жидкая субстанция. "Текучесть в искусстве" – так называется новая выставка в "Литвак", на которой представлены работы 16 мастеров из разных стран, заснявших, запечатлевших и зарисовавших саму изменчивость - воду и прочие жидкости, переведенные в фотографии, живопись, видео, скульптуру, в работы из стекла. Вода используется как кисточка, она становится субъектом картины или видео-ролика, а еще ее можно просто налить в вычурной форму 5-литровую банку и выставить на всеобщее обозрение.

Для увеличения нажми на меня!


Среди 16 участников выставки - два признанных мэтра: израильтянка Михаль Ровнер и японский художник Хираки Сава.
Видео-инсталяции Михаль Ровнер – украшение любой галереи. Ее работа демонстрируется в здании по соседству – в новом корпусе Тель-Авивского музея искусств, где по огромной бетонной стене нижнего патио бредут нескончаемые шеренги фирменных "человечков" Ровнер. В "Литваке" площадь для пляшущих фигурок сжалась до размеров глиняной плошки, в которой на беспрерывно расходящихся кругах воды бегают те самые человечки. Вода их смывают, но они тут же возникают, возвращаясь из небытия, вновь собираются в круг и погружаются в воду, демонстрируя древний обряд очищения.

Мораль: жидкость может принят любую форму, мы все состоим из воды, из воды вышла жизни и без воды не выжить. А в современном искусстве вослед этой морали придумали термин "Текущий постмодернизм" и соответственно термину создают работы текущие, современно-глобальные в духе 21-го века, в котором все течет и изменяется. Быстрый и бурный поток алхимии современного искусства заставляет стекло течь, а воду застывать и принимать причудливые формы, превращая ее во вместилище многих идей и эмоций. И оказывается, что вода в то или иной ее окультуренной ипостаси может волновать, злить, радовать, выражать настроение художника.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Представьте сферу чистейшего оптического стекла, заполненную водой, из которой вырывается радуга; узкий стакан высотой в два метра, в котором что-то плещется; огромную чернильную кляксу, вздыбленную посреди зала; фотографии моря; купающихся детей; расплывающихся пятен краски; картины ручьев и болот, и видео, самым интересным из которых безусловно является синхронизированная инсталляция-сказка "Within" японского художника Хираки Сава, с 2002-го года живущего и работающего в Лондоне, представляющего сюрреалистическую поэтическую сказку в настроении дзен. Сказку, где нет границ между внутренним и внешним, реальностью и вымыслом. Видео Хираки Сава "Внутри" своим настроением, музыкой, философией, палитрой напоминает "Меланхолию" Ларса фон Триера – и луна в этом видео тоже не одна в небе (хотя, может то влияние последнего романа Мураками). Мир сна, где сквозь толщу вод плывут детские лошадки-качалки и их отражения в хаосе заброшенного дома, заполненного струящимися снами – медитативными и спокойными в духе дзен. Хираки Сава придумал плывущий сюрреалистический мира грез, где все объекты находятся в постоянном движении - мир мечты, напоминающий Луна-парк.

Работа Хираки Сава – явно центральная часть экспозиции в "Литваке", захватывающая настолько, что к ней обязательно возвращаешься, проплыв круг в жидком пространстве текущего постмодернизма от французской феминистки, английской перформанши, израильского фотографа, американской мастерицы видео-арта, израильской художницы-абстракционистки, другой израильской художницы, превращающей обыденность в гротеск, британского фотографа, одевающего людей в слои жидкой краски и тех, кто без устали запечатлевает океан и моря - ведь вода притягивает и завораживает.

Одновременно в галерее "Литвак" проходит еще одна выставка в тему –"Flux" ("Поток") немецкого мастера по стеклу Юлиуса Вейланда, ухитрившегося соединить тысячи тонких изломанных лабораторных трубочек так, что эти хрупкие пустотелые обрезки образуют мягких очертаний воздушные гибкие скульптуры - парящие в нишах облака, волны, дождь, крылья птиц, переливчатые струящиеся метафоры.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

В мире, где все - информация, технологии, экономика, коммуникации, наука - находятся в состоянии постоянного движения, само существование личности вливается в общий поток и становится текущим, мгновенным и уязвимым. Мы живем в потоке и пытаемся усмирить его, но остановить его можно только в искусстве, создав подобные работы, отражающие свежий взгляд мастеров нового поколения художников по стеклу. Выражаясь языком искусствоведов, Юлиус Вейланд создает конструктивистские ассамбляжи в духе ready made. На языке обыденном это звучит так: застывшие формы, сплавленные из стеклянных обрезков и люминесцентных ламп, подогнаны под архитектурное пространство галереи.

В работах Юлиуса Вейланда чувствуется значительное влияние промышленного дизайна и необычное использование современных материалов и технологий. Вейланд легко доказывает, что из самого простого материала можно создать фантастических очертаний объемные многослойные художественные композиции. Он режет лабораторные трубочки, а затем сплавляет их термоустойчивых формах, которые сам и изготовляет, управляя процессом плавки и убавляя огонь, пока трубочки еще сохраняют свою форму. Такая техника порождает органичные минималистские формы актуального современного искусства – ничего конкретного и в то же время множество вариаций дробления целого. Такая неоднозначность работ Вейланда становится возможной благодаря хрупкости стекла и проходящим сквозь него лучам света, сочетанию технологии и природных форм, текучести материала и тонкости материи.

Юлиус Вейланд закончил 12 лет назад Академию искусств в Гамбурге и с тех пор работает вольным художником в Берлине, где открыл собственную студию на заброшенном заводе. Сайт Юлиуса Вейланда - http://www.juliusweiland.com/

Выставка Flux продлится до 22 марта.
Вход на выставки "Текучесть в искусстве" и "Flux" - бесплатный.
Адрес галереи: Тель-Авив, ул. Беркович, 4 здание "Мигдал ха-Музеон", второй этаж. Телефон для справок: 03-6959496
Часы работы: по воскресеньям – закрыто, с понедельника по среду - с 11.00 до 19.00, по четвергам - с 11.00 до 20.00, по пятницам – с 9.00 до 14.00, по субботам – с 17.00 до 20.00.
Сайты галереи "Литвак":
http://www.litvak.com
http://litvakgallery.co.il

Маша Хинич



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments