karga_golan (karga_golan) wrote in culture_il,
karga_golan
karga_golan
culture_il

Categories:

Иерусалим с крыши королевского дворца

Оригинал взят у velelens</lj> в Иерусалим с крыши королевского дворца
НАД НЕБОМ ГОЛУБЫМ ЕСТЬ ГОРОД ЗОЛОТОЙ...

  Хаим Сильверштейн - глава общества Keep Jerusalem

В день "цифрового солнцестояния", то есть, 11.11.11 (в пятницу 11 ноября) состоится первая бесплатная экскурсия по неизвестному Иерусалиму на русском языке. Вопросы и запись на туры можно прислать по электронной почте на адрес marina@guide21.co.il или на адрес советника мэра Иерусалима, д-ра Лидии Белоцкой belotsky@012.net.il, а также по телефонам 054-5505184 или 0508616194.
А сейчас предлагаем вам новый репортаж Михаила МАГРИЛОВА об ознакомительной экскурсии для гидов и журналистов



Экскурсия по восточному Иерусалиму 28 октября 2011 года была организована обществом Keep Jerusalem (Им Эшкахех), израильской туристической фирмой Guide21 (Гайд 21) и российской еврейской организацией Ор Цион. Главное, что понимает человек на такой экскурсии – это простая, в общем-то, вещь: восточный Иерусалим – это не какое-то сплошь населенное арабами место на краю города, а бóльшая часть Иерусалима, включающая в себя (кроме Старого города) и Неве-Яаков, и Писгат-Зеев, Рамот, Рамат-Эшколь, Гило – то есть те районы, которые мы привыкли считать неотъемлемой частью нашей столицы, и о которых многие почему-то не задумываются, слушая рассуждения левых о разделе Иерусалима и отступлении к «границам 1967 года». В Восточном Иерусалиме проживает около четверти миллиона евреев (чуть меньше, чем в западном) и примерно столько же арабов.

Мы начали экскурсию с музея на Гиват-а-Тахмошет – Арсенальной горке. Как вы, наверно, знаете, это был один из укрепленных пунктов, построенных Иорданией вдоль «городской границы», и здесь в июне 1967 года шли самые тяжелые бои за Иерусалим. Я уже бывал в музее на Гиват-а-Тахмошет, но это было много лет назад. Тогда меня поразило, что одного из павших здесь десантников звали Шломо Магриль – вполне возможно, что он был моим родственником (я знаю, что часть Магрилей-Магриловых переселилась в Эрец Исраэль в начале двадцатого века); мне даже показалось, что я разглядел в нем какое-то сходство с собой – в тот период, когда моя хипповая прическа уже была ликвидирована по требованию военной кафедры, а то, что осталось, еще не делось непонятно куда естественным порядком...


Шломо Магриль. Фотография взята с мемориальной страницы по адресу http://www.zanhanim.org.il/info/n_show.aspx?id=1410

С тех пор музей совершенно преобразился – построено новое здание, появились новые экспонаты. Музей продолжает развиваться. О планах развития нам рассказал сотрудник музея Рафи Гельцер. Рафи – из второго поколения семьи репатриантов из России. Русский язык он знает с детства, а «вспомнить» его по-настоящему Рафи пришлось, когда он был посланником Сохнута в СНГ – четыре года на Дальнем востоке и два с половиной года в Днепропетровске.



Музей на Гиват-а-Тахмошет и памятник у входа. Если встать внутри памятника, то составляющие его «лепестки» образуют на фоне неба маген-давид

Посещение музея начинается с зала, центр которого занимет прекрасный рельефный макет Иерусалима. Здесь посетителям показывают фильм о Шестидневной войне и битве за Иерусалим, а с потолка одновременно с фильмом проецируются изменяющиеся карты, так что становятся наглядными звучащие в фильме объяснения о том, как проходила городская граница, где были расположены иорданские и израильские укрепления, как перемещались войска. Фильм, как и вся экспозиция, – новый, озвучен пока только на иврите и по-английски, но «хозяева» музея уверяют, что скоро появится и русский текст.


Гиват-а-Тахмошет. Иорданские ходы сообщения. Каждый из них приходилось брать боем


До начала фильма перед нами выступил член Кнессета от партии Национальное единство профессор Арье Эльдад. Он замечательно говорил о значении Иерусалима, об обреченности попыток достижения территориального компромисса – ибо конфликт вокруг Иерусалима и всей Земли Израиля не территориальный, а гораздо более глубокий (он сказал примерно так: «Я врач, и когда я вижу, что не помогает ни одно из выписываемых лекарств, я прихожу к выводу, что диагноз поставлен неправильно»). А еще он говорил, что когда он упоминает о Танахе, как источнике права еврейского народа на Иерусалим, собеседник сразу встает на цыпочки и пытается разглядеть несуществующую кипу у него на затылке – почему-то «просвещенные» люди считают ссылки на Библию «неприличными». В общем, говорил он, как всегда, прекрасно, жаль только, что слушали его в основном люди, которые и так все это понимают и согласны с ним...


Арье Эльдад у макета Иерусалима. В руках у него – путеводитель по Иерусалиму «Семь дорог», подаренный турфирмой Гайд 21. Это один из первых экземпляров английского издания путеводителя

Еще один из новых разделов музея посвящен евреям, воевавшим в армиях разных стран мира. Это стела с табличками, на которых указаны имена, звания и годы службы воинов-евреев. Понятно, что на таком пространстве невозможно перечислить даже их малую часть. Эта стела – не только памятник, но и красивый способ сбора пожертвований на музей. Вы тоже можете увековечить кого-то из своих близких, причем необязательно павших (многие из перечисленных здесь людей живы и сегодня). Стоит это весьма недешево, поэтому неудивительно, что самую большую «воинскую команду» составляют здесь американские евреи. А табличка на русском языке пока всего одна: полковник, Герой Советского Союза, Леонид (Авраам) Бубер.



Стела с именами евреев – воинов армий стран мира. Рассказывает Рафи Гельцер

После Гиват-а-Тахмошет мы отправились в место, которое каждый день видят издали (томясь в утренней писгат-зеевской пробке) десятки тысяч Иерусалимцев, и в котором вряд ли побывал хотя бы каждый тысячный из них – недостроенный дворец иорданского короля Хуссейна на холме Тель-эль-Фуль.


Недостроенный дворец короля Хуссейна


Дворец Хуссейна потихоньку разваливается...


«Дворец Хуссейна» известен в Иерусалиме практически всем, арабское название «Тель-эль-Фуль» – многим, а вот о том, что именно здесь была первая столица первого еврейского царя, не знает почти никто. Да, Тель-эль-Фуль – это древняя Гива Биньяминова, Гиват-Шауль, из которой царь Шауль управлял еврейским народом. Так здесь, наверно, должны быть потрясающие раскопки? – спросите вы. Действительно, раскопки Гивы Биньяминовой должны быть вторыми по значению в Иерусалиме после города Давида! И раскопки были, но Хуссейн их то ли закрыл, то ли уничтожил – и это еще раз говорит о том, что нельзя отдавать наше прошлое в руки врагов. Сегодня на холме Гивы остались только бетонные руины пятидесятилетней давности. Иорданский король начал строить свою иерусалимскую резиденцию в начале шестидесятых годов двадцатого века, но закончить ему помешал форс-мажор под названием «Шестидневная война». На полу второго этажа застыла куча бетона, оставленная последней сменой строителей в июне 1967 года... С тех пор недостроенный дворец потихоньку разваливается, а наши политкорректные правители не дают никому покушаться на «собственность короля Хуссейна».

Когда поднимаешься на холм, понимаешь, в каком потрясающем месте стояла столица Шауля! Отсюда виден весь Иерусалим и все его окрестности на много километров: на юге – Старый город, центр Иерусалима и его южные районы вплоть до хар-Гило, на востоке – Иудейская пустыня, Мертвое море, горы Заиорданья, на западе – Неби Самуэль, ну а на севере – Рамалла, куда же ее денешь... Кстати, Рамалла – это же библейская Рама: подавляющее большинство арабских географических названий до сих пор хранит в себе библейские имена!


«Дворец Хуссейна», вид на центр Иерусалима

Неби Самуэль – это, скорее всего не место, где похоронен пророк Шмуэль (по Танаху, он похоронен как раз в Раме), а библейская Мицпа (Мицпе), где собирался весь еврейский народ и где Шмуэль объявил Шауля царем

Да, у иорданского короля была, как говорится, губа не дура: строя свою иерусалимскую резиденцию на этом месте, он не только попирал то, что осталось здесь от первого еврейского царя, но и зримо провозглашал себя хозяином Святого города и всей этой земли, видимой отсюда на многие километры во все стороны.

Тель-эль-Фуль, Гива Биньяминова – это центральный пункт нашей экскурсии. Отсюда лучше и наглядней всего видна и красота Иерусалима, и его проблемы. Хаим Сильверштейн, организатор и руководитель общества Keep Jerusalem, рассказывает – и показывает – нам, что в действительности раздел Иерусалима – это не дело гипотетического будущего, он уже давно идет полным ходом! Пока евреи рассуждают, арабы строят! Они стремятся застроить и фактически захватить, независимо от переговоров и политических решений, непрерывную полосу, соединяющую Рамаллу на севере с Бейт-Лехемом на юге. Отсюда, с высоты Гивы Биньяминовой, эта полоса видна во всей своей «красе»: Рамалла, Каландия, Бейт-Ханина, Шуафат, Вади Джоз, Шейх Джерах, А-Тур, Исауия, Сильван, Абу Дис, Цур Бахер, Бейт Джала и Бейт Лехем... Когда-то еврейские дома можно было отличить от арабских по красным черепичным крышам; сегодня арабы как минимум не отстают от евреев по качеству и богатству домов. Но есть другой признак: арабские строения, как правило, увенчаны черными баками для воды. Первые такие баки появились на незаконно возведенных и поэтому не подключенных к водопроводу домах – таких в арабском Иерусалиме около трети и похоже на то, что наши власти с этим смирились! Ну а потом черные баки стали появляться на всех арабских крышах в качестве своеобразной круговой поруки – чтобы затруднить контролерам поиск незаконных построек.



Черные баки на крышах арабских домов. А за ними – центр города: муниципалитет, ИМКА, гостиница Шератон...



Рассказывает Хаим Сильверштейн – на фоне все тех же черных баков...
«Им Эшкахех», амута созданная Хаимом, занимается разъяснительной работой для сохранения единой и неделимой столицы Израиля, с этой целью амута издает и распространияет информационные материалы на регулярных экскурсиях по Восточному Иерусалиму. Формирование общественного мнения, разъяснительная работа в Интернете, а также во время туров, которые проводяися как для израилятян, так и для гостей Израиля на самых разных языках – это одна из целей «Им Эшкахех».


К следующему пункту экскурсии, в квартал Шейх Джерах, мы едем через Шуафат – известную всему Неве-Яакову и Писгат-Зееву арабскую деревню. Я не проезжал через нее уже много лет, и должен сказать, что Шуафат здорово «прибавил» с точки зрения качества улиц и домов. Появились новые красивые здания, вывески... а недавно через Шуафат пустили и печально знаменитый иерусалимский трамвай – «новое слово» в области общественного транспорта. Одна из участниц группы рассказывает, что в телефонном опросе ей задали вопрос: не думает ли она, что пуск трамвая через Шуафат будет способствовать налаживанию отношений между двумя народами? В ответ она рассмеялась и сказала, что иерусалимский двадцать пятый автобус уже «поспособствовал» (если кто не знает, автобус 25 маршрута был излюбленной мишенью шуафатских камнеметателей, и в конце концов пришлось пустить его другим путем, в объезд Шуафата. Но вот изменить при необходимости маршрут трамвая – более проблематично. Как говорится, трамвай перестроить – это не ишака... и даже не автобус... в другое место перегнать).


Это иерусалимский трамвай. Он ездит. По-настоящему.

Квартал Шейх-Джерах уже долгое время поставляет СМИ регулярные сюжеты для пятничных выпусков новостей. Каждую пятницу сюда, как на работу, приходят арабские демонстранты, поддерживаемые (скорее, подстрекаемые) нашими левыми радетелями за права угнетенных... Причина – несколько еврейских семей посмели поселиться в этом совершенно арабском квартале. Но почему-то ни арабы, ни левые, ни каналы новостей не вспоминают, что не так уж и давно здесь был еврейский квартал Шимон-а-Цадик, выросший вокруг могилы Шимона-праведника. В результате раздела Иерусалима его жителям пришлось покинуть свои дома (все «прогрессивное человечество» с удовольствием проливает слезы о горькой судьбе арабских беженцев, а вот об еврейских почему-то не вспоминает и об их существовании даже не догадывается). И вот в последние годы евреи стали сюда возвращаться, причем на совершенно законных основаниях. Каждый такой случай – результат долгих архивных исследований, многочисленных судебных заседаний, решений суда, подтверждающих законность еврейских прав на здешние земли и дома. И это – еще одно направление деятельности Хаима Сильверштейна и его общества. Они изучают архивы, разыскивают наследников хозяев еврейской собственности, находят спонсоров, готовых при необходимости ее выкупать и вкладывать деньги в ее восстановление.


В доме одного из еврейских поселенцев квартала Шейх-Джерах


Могила Шимона-праведника – место молитвы


А закончился наш маршрут на Масличной горе. Группа сфотографировалась на фоне «классической» панорамы Старого города и мы еще раз вспомнили, что и эта панорама стала доступной для израильтян только с июня 1967 года...


Группа с флагом общества «Ор Цион» на Масличной горе





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments