karga_golan (karga_golan) wrote in culture_il,
karga_golan
karga_golan
culture_il

Шедевръ. Online



Балет-психодрама Бориса Эйфмана с сетевым доменом «Онегинъ. Online» - размышление о вечном архетипе русской души.
Балет «Онегинъ. Online» далек от одноименной оперы - это
самостоятельное, самоценное произведение искусства, созданное истинным
мастером психологического театра. Эйфман - хореограф, режиссер,
драматург, автор музыкального оформления спектакля - сочинил абсолютно
новый сюжет, трактовав пушкинский роман в стихах довольно провокационно.
Ленский и Онегин превратились в парочку влюбленных друг в друга
гомосексуалистов, и трагическая гибель поэта была вызвана вовсе не
ревностью к Ольге, а ревностью к своему возлюбленному.

Для увеличения нажми на меня!







Эйфман перенес пушкинских героев в наши дни, поместив их, по его
собственным словам, в более драматические, даже экстремальные
обстоятельства, когда старый мир рушится и жизнь диктует новые правила.
Когда однополая страсть оказывается порой ярче, чем любовь к особи
противоположного пола. Когда герой с фамилией, написанной по правилам
старой орфографии, отважно перемещается из прошлого в наше время, дабы
явиться нам вживую, во всей своей красе, иным словом – оn-line.


На круглом экране - сцены августовского путча 1991 года. Мелькают
лица Ельцина и Собчака, машет крыльями кордебалет из «Лебединого озера».
Музыка Чайковского искусно монтируется с музыкой Александра
Ситковецкого из рок-группы «Автограф», популярной в начале 1990-х.
Малиновый берет Татьяны сменяется малиновым пиджаком Онегина (что-то это
нам напоминает). Неприкаянный Онегин, рокер Ленский с гитарой (привет
Ситковецкому!) и помолодевший Гремин поднимают бокалы за победу
демократии. Затем они отправятся на дискотеки и в ночные клубы, а в
зрелости будут гулять в дорогих казино.


Очаровательные девушки-крестьянки, отмахиваясь от мух и комаров,
грезят о героях. Позже они, изображая «чернь», облачатся в тотально
черное - этакая свита Воланда. Вместо благородной дуэли Ленский погибнет
на вечеринке в честь рождения Татьяны - Онегин заколет его ножом.
Мафиози Гремин в черных очках слепца (вот уж действительно: «в сраженьях
изувечен» - ослеп-то он, некогда генерал спецназа, в результате
путча!), в свою очередь, заколет Онегина - уже на другом балу, черном
балу Сатаны, причем извечный «лишний человек» практически сам поможет
ему в этом. Правда, потом окажется, что эта, почти булгаковская, сцена -
всего лишь плод его, онегинского, воображения…


Каноническая сцена письма Татьяны к Онегину трактована традиционно -
совсем как у Пушкина. Но зато здесь есть сцена письма Онегина (!) к
Татьяне - совсем по Эйфману, с причудливыми снами, воспоминаниями и
видениями. Собственно, фантазии, грезы и сны - основа этого балета.
Порой они оборачиваются фантасмагорией, даже триллером - когда к Онегину
является призрак убиенного Ленского, сопровождаемый свитой монстров.
Видеопроекции в магическом светящемся круге демонстрируют то
зловеще-багровую луну, то голограмму Земли, то нечто, напоминающее
пульсирующий мозг неврастеника - каковым, собственно, заглавный герой и
является.


Говоря о своем балете, Эйфман признается, что хотел проанализировать,
как себя чувствует русская душа, перемещаясь во времени. Исследовать
архетип русского характера, его надвременной мета-код. Если вспомнить
Юнга, утверждавшего: «архетип - орган души», орган, помогающий нам
понять и принять очередные жизненные перипетии, то все станет более или
менее ясно. Мужчина, заподозривший жену в измене, будет бессознательно
переживать архетип Отелло. А современный «лишний человек» неизбежно
примерит на себя архетип Онегина. Причем, как пытался доказать тот же
Юнг, эти образы-архетипы люди зачастую видят в своих снах или фантазиях -
а затем фантомы, явившись on-line, осмеливаются руководить нашими
поступками. И тогда поведение героев может вылиться во что угодно, о чем
Пушкин и не подозревал… Вот и получается, что загадочная русская душа
не только чувственна, но и непредсказуема (это я об Онегине с Ленским).



Для увеличения нажми на меня!


Экспрессионисту Эйфману великолепно удаются жесткие
психологически-напряженные сцены. Некоторые из них - с изрядной долей
эксцентрики в духе Феллини. Хореография изысканна, изобретательна, нова,
в ней много одухотворенной эротичности, позы - изломанны, поддержки -
рискованны, перевороты вверх ногами - головоломны. Сложная танцевальная
лексика балетмейстера, как обычно, насыщена неоклассикой, оригинальными
движениями танца модерн, акробатикой. Хореографические метаморфозы
увлекают на протяжении всего спектакля - достаточно назвать удивительное
преображение Татьяны из наивной «летающей» провинциалки с завернутыми
внутрь коленями и стопами в гламурную светскую львицу. (Дабы добавить
юмора, Эйфман наглядно демонстрирует процедуры омовения девичьего тела,
сотворения прически, педикюра и примерки туалетов.)


Красивы в спектакле все - и солисты, и кордебалет. Красива
сценография: декорации Зиновия Марголина эффектны и в то же время просты
- на заднике многофункциональная конструкция, которая смотрится то
романтичным петербургским мостом, то набережной, то дорогой на Голгофу.
Красивы выстраиваемые хореографом живые картины. Красивы дивные дуэты
Онегина и Ленского, озвученные лучшими страницами музыки Чайковского, и
прежде всего «Баркаролой» из «Времен года». Красива музыка Чайковского,
от Первого фортепианного концерта до Вариаций на тему рококо.


Израильтянам нравится эстетика Эйфмана. Оттого после израильской
премьеры «Онегина» в июне прошлого года маэстро, вышедшего на поклоны,
встретили бурной овацией. Аплодировали стоя. По праву. И пригласили «на
бис».
Спектакли «на бис» в тель-авивском Центре сценических искусств состоятся 22, 23 и 24 сентября.

Элина Гончарская, главный редактор сайта tarbut.ru



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments