karga_golan (karga_golan) wrote in culture_il,
karga_golan
karga_golan
culture_il

О Любви и о России

Представлено сайтом http://www.newswe.com

Неожиданно для себя и даже немного опасаясь, я все-таки попала в грозу. Говорят, гроза - это когда между облаками и землей возникают электрические разряды. Могу сообщить, что такие разряды могут возникнуть между актерами и зрителем, что со мной и произошло. С первых мгновений спектакля «Гроза» по пьесе Александра Островского в театре из Магнитогорска (в постановке режиссера Льва Эренбурга), с первой сцены в русской бане я как-то заразилась этим безудержным весельем, ощутила эту парилку, вспомнила запахи разогретого дерева и прохлады реки, куда можно скатиться после бани и с наслаждением охладиться в речной воде…

Для увеличения нажми на меня!

 

Сценография спектакля (художник Алексей Вотяков) решена блестяще: доски, которые в течение всего действия трансформируются то в крышу дома, то в деревенскую улицу, то в мостки набережной, а за ними течет Волга и в небе отражается, и видно, как люди прыгают в реку, и плавают, и дурачатся, и мокрыми выбегают из нее… И не все зрители разгадали секреты того, как всё придумано, но теперь знаю точно, что был сделан водоем емкостью 16 тонн, и отражался он в зеркалах, подвешенных наверху. Но о технических новшествах и режиссерских находках не хочется думать во время спектакля, да и времени нет – так стремительно развивается действие, так захватывающе…

Напомню, что мы говорим о спектакле, открывшем фестиваль «Золотая Маска в Израиле», проходящем в театре «Гешер», который с успехом реализует свое название и служит мостом для двух культур. На этот раз впервые у нас в гостях - лауреаты национальной театральной премии «Золотая Маска» - главной награды в области театрального искусства в России.

Лев Эренбург – родом из сибирского города Томска, получивший филологическое, актерское образование, ставший режиссером в мастерской Г.А.Товстоногова и успевший еще приобщиться к медицине, имеет в своем арсенале все, чтобы успешно реализовать талант, данный ему от природы. А еще режиссер не растерял чувство самоиронии и назвал свой петербургский театр «Не БДТ», что не помешало ему за спектакль «На дне», поставленный в нем, также получить премию «Золотая Маска».

Для увеличения нажми на меня!
Лев Эренбург

Льва Эренбурга (на снимке) называют «режиссером русской боли», и я спросила его, как помогла ему профессия врача в понимании мотивации поступков человека, в сопереживании его страданиям. «В актерской и режиссерской профессиях мы все время клянемся психофизикой. А представления о том, что такое физиология и психология человека, не имеем, - сказал он. - Я стал врачом, когда мне было уже за сорок. Я думаю, взгляд на мир при этом меняется. Ты начинаешь иначе воспринимать рождение, смерть, любовь…».

Возвращаясь к впечатлениям от спектакля, хочу сказать, что, сохранив суть произведения Островского, режиссер ушел от социальных проблем, которые были более актуальны на сломе веков, а говорит о нравах в российской глубинке, о русском характере, где и веселье, и тоска не знают меры, о любви, которая действительно приходит нежданно, как гроза, не каждый может справиться с лавиной чувств…Зритель почти физически приобщается к тому, что происходит с героями пьесы на сцене.

Лев Эренбург свое кредо психологического театра - передавать «жизнь человеческого духа через жизнь человеческого тела» - воплощает виртуозно, зачастую без слов, и зритель-интеллектуал ловит эти мгновения, и зал реагирует на режиссерские находки.

Замечательна игра актеров - им удается создать острохарактерные персонажи, за которыми нет хрестоматийного прочтения, когда Кабаниха – бесчувственна и деспотична, а Катерина – «Луч света в темном царстве», как у Добролюбова. И Кабаниха порой в смятении, и Катерина – не умеющая врать и приспосабливаться, зашла в тупик, и если бы не Варвара – никогда не решилась бы изменить мужу и пойти за своим чувством…

Для увеличения нажми на меня!

Варвара – очаровательная, соблазнительная, но, в отличие от Тихона, своего брата, не желает подчиняться маменьке и бежит из дома… Невероятно колоритные тетки из прислуги, и вообще много трогательного и смешного в этом спектакле. И вроде бы простая сцена – накрывают на стол - превращается в отдельный мини-спектакль без слов и вызывает смех в зале, и любовные сцены - бурные у разбитной Варвары с Кудряшем и совсем другие - у Катерины с ее двумя мужчинами, все чувственно и тонко подмечено… И музыка – весь спектакль сопровождает вальс, ритм его меняется, и всякий раз это сопрягается с разным настроением и усиливает эффект, все работает на замысел режиссера.

И, конечно, это спектакль о людях русской природы, и о современной России, где и широта души, и разгул безмерный, духовные терзания и пьянство, где и весело, и грустно, и больно, и всех жаль…

Мне это близко и понятно. И если спектакль вызвал настоящее переживание, «значит, это кому-нибудь нужно…».

Изабелла Слуцкая.
Фотографии предоставлены пресс-службой театра

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments