karga_golan (karga_golan) wrote in culture_il,
karga_golan
karga_golan
culture_il

"Ричард III" - лицедейство и кураж

Спектакль "Ричард III" - триумф актерской игры, лицедейства и куража - московского театра "Сатирикон", который будет показан в Израиле в начале августа - весомый материал, как для актеров, так и для зрителей. Постоянная смена эмоций, передаваемая актерами голосами, мимикой и пластикой, держит внимание и завораживает. Страшный и смешной, грустный и серьезный спектакль. Безвременный. Про нашу жизнь.

Для увеличения нажми на меня!
Максим Аверин в спектакле Ричард III

 

Историки говорят, что Ричард III вовсе не так уж был уродлив. Да, от рождения одна нога немного короче, одно плечо выше другого, но в результате работы над собой он сделал физические дефекты незаметными. Однако Шекспиру понадобился не просто злодей, а злодей-урод. И Константин Райкин подчеркивает физическую немощь Ричарда. Он согнут дугой, украшен огромным горбом и хромает при каждом шаге. Он сухорук – одну руку поддерживает другой. По замыслу режиссера за все моральное и физическое уродство отвечает его мать, не согревшая его детство любовью. Следовательно, решил режиссер Юрий Бутусов, мать Ричарда не могла быть женщиной. Ее и играет в "Ричарде III" театра "Сатирикон" мужчина – Максим Аверин. Без всякого дамского жеманства, без париков и чепчиков и почти без грима (обычно ему гримируют только глаза - черные круги провала глаз - от горя, от невыплаканных слез).

Почти все исполнители выходят в этом спектакле на сцену в нескольких ролях, переодеваясь с эстрадной быстротой. Жертву и убийцу может играть один и тот же актер. Кроме матери Ричарда, Аверин исполняет роли двух его братьев – умершего короля Эдварда IV, застывшего в смертной позе, и тихого герцога Кларенса, вероломно убитого по приказу Ричарда. Максим Аверин каждый раз играет так, что одна из его ролей в «Ричарде» всегда превалирует над двумя другими… Он будто вонзает в душу зрителей кинжал и обжигает рану болью и необходимостью сострадания, как и в сцене появления больного короля, показывая тихое умиротворение его души свершенным благим делом - и смерть в ужасе непоправимого несчастья, в котором он винит себя, смерти с тяжким грузом греха на душе.

Критики сходятся в том, что Аверин - феерическая находка режиссера в этом спектакле и хотя он убедительно играет все три роли, особенно это заметно в роли герцогини Йоркской, матери Ричарда III. Аверин ловко балансирует между пародией и искренностью, играя несчастную женщину, чья семья погублена ее неуправляемым и заблудшим сыном. Играя то кокетливо, то трагически, завернувшись в фарсовые одежды, создавая отличный и страшный образ вместе с режиссером Юрием Бутусовым, с которым Аверин работает еще с 2002 года, сыграв в «Сатириконе» серьезную роль Бранко в его "Макбете". С этой работы и начался новый этап в творчестве Аверина, который все уверенней стал входить в число ведущих актеров театра, что особо заметно во всей "семейной линии" Ричарда.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!
Максим Аверин в спектакле Ричард III

Максим Аверин играет в театре "Сатирикон" с 1997 года. Этот 35-летний актер - лауреат Российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства "Триумф" за 2002 год, лауреат премии Правительства РФ в области культуры в 2005 году и лауреат престижнейшей театральной премии «Чайка» за 2006 год. Он занят во многих репертуарных спектаклях "Сатирикона" (в том числе и в "Короле Лире" и "Гамлете") и много снимается в кино, запомнившись по роле в сериале "Глухарь". Яркими, незабываемыми работами на сцене "Сатирикона» стали также роли Аверина в спектаклях: «Маскарад» и «Смешные деньги".

Кинематографическая карьера Максима Аверина началась с роли «колоритного мерзавца» Корабельникова в комедии Владимира Зайкина «Любовь зла» (1999). Именно после этой работы актера окрестили «русским Джимом Кэрри».
В течение нескольких лет кинорежиссеры рассматривали Аверина как комедийного актера. Сломать это амплуа ему помог режиссер Вадим Абдрашитов в фильме «Магнитные бури», когда Аверин доказал, что драматические роли в кино ему так же по плечу, как и комедийные. За эту роль актер был удостоен премии «Триумф» и премии Правительства РФ в области культуры.

В том же 2003 году Максим Аверин снялся в картине Исаака Фридберга «Огнеборцы». А год спустя актер предстал в образе хирурга Олега Корнеева в сериале Вячеслава Никифорова «Карусель». Двенадцать вечеров Аверин удерживал у экранов зрителей, играя невероятно пронзительно, «прямо в душу». Затем были роли Глеба Калашникова в фильме Али Хамраева «Место под Солнцем», Егора в драме Сергея Потемкина «Город без солнца», Сизова в фильме «Запасной инстинкт». В 2006 году Олег Компасов предложил актеру роль кота-сфинкса Шидлу в детской фантастической ленте «Азирис Нуна». Совершенно другого плана роль досталась Максиму Аверину в сериале «Доктор Живаго» - роль партизана Памфила. Сегодня Максим Аверин – чрезвычайно востребованный актер. Среди последних его работ – роли в фильмах «Продолжение следует», «Варварина свадьба» и др.

Но больше всего вопросов у публики и журналистов вызывает роль Глухарева из сериала "Глухарь". Аверин уже 15 лет на сцене, сыграл более 20 ролей в театре и почти столько же в кино, работает с такими режиссерами, как Константин Райкин, Роберт Стуруа, Юрий Бутусов, стал одним из ведущих актеров "Сатирикона", а спроси человека с улицы, кто такой Максим Аверин - и услышишь: "Так это ж Глухарь!". Обаятельный и бесшабашный следователь Глухарев из телесериала "Глухарь" сделал Аверина любимцем публики. Этот сериал - более чем популярен. Его смотрел каждый второй телезритель России.

Максим Аверин – безусловно, личность на современной российской сцене и вот как он сам говорит об этом в одном из интервью, отвечая на вопрос, существует ли граница между лицедейством и реальной жизнью.
"Наша профессия подразумевает умение удивлять. Но мне кажется, что хорошее лицедейство может быть только тогда, когда оно подкреплено личностью. А где правда в творчестве, где вымысел, это уже зрители сами могут почувствовать. В каждой профессии есть свой тренажерный зал. У балетного артиста это станок, у художника - рисунок, а инструмент артиста - это его душа. Артист в первую очередь должен владеть искусством перевоплощения".

Театр "Сатирикон". Шекспир. "Ричард III".

Режиссер - Юрий Бутусов. Художник: Александр Шишкин.
Балетмейстер: Николай Реутов. В ролях: Ричард III - Константин Райкин, Максим Аверин, Агриппина Стеклова, Артем Осипов, Марина Иванова, Денис Суханов и другие.

Хайфа, "Театрон ха-Цафон", четверг, 4 августа, 20.00
Тель-Авив, Центр сценических искусств - "Бейт ха-Опера", пятница, 5 августа, 20.00.
Беэр-Шева,  Центр сценических искусств, 6 августа, суббота, 20.00

Спектакли идут с синхронным переводом на иврит (бегущая строка)

Сайт театра: http://www.satirikon.ru

Организатор гастролей - импресарио Марат Лис, руководитель компании "Cruise International". Заказ билетов на официальном сайте компании - cruiseinter и в новой кассе компании "Cruise International" - gastroli.co.il, а также в электронных кассах: http://bravo.israelinfo.ru, http://anshlag.co.il, www.afisha-zahav.ru.

Приложение: Флеш-анимация. Для корректного просмотра данного поста вам необходимы некоторые плагины.

Фото предоставлено театром "Сатирикон"

Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments