karga_golan (karga_golan) wrote in culture_il,
karga_golan
karga_golan
culture_il

Category:

Шедевр Генделя «Dixit Dominus» в новой концертной программе Израильского Вокального Ансамбля

На верхнем фото: Израильский Вокальный Ансамбль. Фото © Дор Эвен-Хен

Концерты Dixit Dominus из серии «Вокальные переживания»: в пятницу, 7 мая, в Раанане и в понедельник, 10 мая, в Тель-Авиве. Певцы Израильского Вокального Ансамбля под управлением Юваля Бен-Озера, оркестр «Barrocade» – ведущий израильский оркестр в области исполнения барочной музыки и два израильских солиста, хорошо известные и за рубежом – контратенор Алон Харари и сопрано Даниэла Скорка – исполнят музыку на тексты псламов. Шедевр Генделя Dixit Dominus и сочинения Грегорио Аллегри, Антонио Вивальди, Джона Тавенера и других. Вечер музыки литургический, энергичной и оптимистической – музыки итальянского барокко.

Даниэла Скорка. Фото © Магаль Атар

Центр музыки и искусств, Раанана – пятница, 7 мая 2021 года, 13:00
Тель-Авивский музей искусств – понедельник, 10 мая 2021 года, 20:30
Виртуальный концертный зал Израильского Вокального Ансамбля (ivocal.co.il) – понедельник, 10 мая 2021 года, 20:30

В центре уже третьей программы нового – постковидного –  сезона: произведение Георга Генделя Dixit Dominus – «Так сказал Господь», написанное 22-летним Генделем, молодым немцем, уже успевшим зарекомендовать себя как органист и композитор, покидающим холодную Германию и уезжающим учиться за границу, в Италию, на родину оперы, туда где творят Вивальди и Корелли, где уже существует блестящий особый драматический музыкальный стиль.
Генделя очаровывает та музыка, которую он слышит в Италии – музыка итальянских композиторов столь отличная от той, которую он слышал в Германии, как, к примеру, музыка неаполитанца Алессандро Скарлатти, оперного композитора, который писал также и литургическую музыку, полную энергии и блеска, а также музыка Антонио Вивальди, покоряющую слушателей по сей день.
В Риме, в  папской области, где в то время опера была официально запрещена, Гендель написал музыку на слова 110-го Псалма  («Так говорит Господь») – прекрасное восьмичастное произведение для струнного оркестра, хора (функция хора в этом произведении очень заметна и даже доминантна – возможно, как напоминание о более сильной, чем в Европе, традиции хоров в Германии) и четырех солистов. Музыка здесь – по-итальянски блестяща, с роскошным  хорами и по-немецки основательна. Роль хора в Dixit Dominus – быстрая, виртуозная и требующая от каждого певца высокого личного мастерства.
Вульгата, псалом 110 «Dixit Dominus Domino meo» (в русском синодальном переводе это псалом 109) звучит так: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

В той же программе Израильского Вокального Ансамбля – произведение Антонио Вивальди Lauda Jerusalem. Когда слушаешь эту музыку, становится понятно, почему юного Генделя так вдохновила музыка Вивальди яркая, полная жизненной силы, оптимизма.
«Lauda Jerusalem» (Похвали Иерусалим) – духовное произведение  Вивальди, написанное в 1739 году, для двух солисток-сопрано, хора, струнных и бассо континуо. Текст произведения взят композитором из 147 Псалома. В настоящее время Lauda Jerusalem –  одно из самых известных произведений Вивальди, частно исполняемое на фестивалях барочной и духовной музыки.

Рим, где Гендель жил во время своего пребывания в Италии, стал также причиной появления мотета Miserere mei, Deus («Помилуй меня, Боже») на слова 50-го псалма композитора Грегорио Аллегри, который служил в хоре Ватикана и написал этот мотет около 1638 года.
Мотет написан во время понтификата папы Урбана VIII для использования в Сикстинской капелле во время Тёмной утрени на Страстной неделе. Согласно устоявшейся традиции, это музыкальное произведение было запрещено перекладывать и использовать (кроме специально оговоренных случаев) за пределами Сикстинской капеллы. При этом к 1770 году появились три авторизованные копии партитуры. Первую сделал император Священной Римской империи Леопольд I, один из португальских королей и падре Джованни Батиста Мартини. Также на протяжении нескольких веков распространялась легенда, основанная на семейной переписке, согласно которой 14-летний Вольфганг Амадей Моцарт во время посещения Рима якобы сумел расшифровать произведение по слуху; эта легенда впервые была пущена в массы Чарльзом Бёрни в 1771 году и была опровергнута уже в XX веке. В 1831 году Феликс Мендельсон и Франц Лист произвели транскрипцию на основе имевшихся источников XVIII и XIX веков. В результате этого запрет на распространение партитуры Miserere фактически сошёл на нет, и произведение стало одним из самых популярных а-капельных хоровых произведений из репертуара религиозной музыки.

Центр музыки и искусств, Раанана – пятница, 7 мая 2021 года, 13:00
Тель-Авивский музей искусств – понедельник, 10 мая 2021 года, 20:30
Виртуальный концертный зал Израильского Вокального Ансамбля – понедельник, 10 мая 2021 года, 20:30

Заказ билетов – на сайте nive.co.il или по телефону 074-7012112.
Стоимость билетов: 105-115 шекелей на концерт в Раанане; 115-135 шекелей на концерт в Тель-Авиве; 70 шекелей – на онлайн трансляцию

В программе:
Антонио Вивальди. Lauda Jerusalem
Джон Кеннет Тавенер. Агнец
Грегорио Аллегри. Miserere mei, Deus
Георг Фридрих Гендель. Dixit Dominus
Арканджело Корелли – Concert Grosso op. 6 No. 4 (Instrumental)

Израильский Вокальный Ансамбль также представляет свой новый концертный онлайн-зал: новая качественная стриминг-платформа, адаптированная под ансамбль и его аудиторию, для онлайн-трансляций концертов и других мероприятий.
Наряду с возвращением в залы Израильский Вокальный Ансамбль запускает новый веб-сайт для всех своих онлайн-работ – трансляций живых концертов, записей прошедших концертов, подкастов и лекций дирижера и музыкального руководителя ансамбля Юваля Бен-Озера, записанных во время эпидемии коронавируса, и многого другого.
Все концерты ансамбля нового сезона будут также транслироваться и в прямом эфире на новой платформе – как для держателей абонементов, так и для обычных зрителей. Платформа обеспечивает более высокое качество видео и звукового вещания, чем это принято сегодня в Zoom, в Facebook и в YouTube, и будет улучшать качество просмотра, что стало неотъемлемой частью новой реальности.
Сайт Израильского Вокального Ансамбля – ivocal.co.il
Дополнительная информация WhatsApp wa.me/972747012112

Израильский Вокальный Ансамбль, основанный дирижером и художественным руководителем Ювалем Бен-Озером в 1993 году, давно занял место ведущего камерного хора в стране. Ансамбль состоит из профессиональных певцов-солистов, выступает в лучших залах и на фестивалях в Израиле, участвует в концертах с ведущими оркестрами страны. С момента своего создания ориентируется на самые высокие художественные стандарты, вносит огромный вклад в популяризацию творчества израильских сочинителей и распространение вокальной музыки.
Вокальный камерный репертуар ансамбля включает музыку от средневековья до современности и авангардных произведений и записи саунд-треков к кинофильмам. Израильский Вокальный ансамбль выступает с ведущими оркестрами страны, включая Израильский Филармонический оркестр, Израильскую Камерату, Иерусалимский симфонический оркестр, Камерный Кибуцный оркестр Нетании.

Юваль Бен-Озер – дирижер и музыкальный руководитель Израильского Вокального ансамбля – один из выдающихся израильских хоровых дирижеров. Он работал со всеми основными оркестрами страны, а также с оркестрами в Европе и Южной Америке. Хоры под его управлением выступали вместе с оркестрами под управлением величайших дирижеров мира.

«Barrocade» – оркестр, созданный в 2007 году и исполняющий в основном музыку эпохи барокко и ренессанса. «Коллектив» – так себя назвали молодые израильские музыканты, учившиеся за границей и стажировавшиеся в ведущих музыкальных академиях в области старинной музыки. Вернувшись в Израиль, они попытались придумать что-то необычное, новое и это новое они нашли в области старой – старинной музыки, создав особый оркестр барочной музыки «Barrocade», у которого нет дирижера, нет руководителя, а все решения – музыкальные, организационные, финансовые – принимаются сообща оркестровым советом из музыкантов. Может именно поэтому столь слитно играют все инструменты, столь слажено звучит музыка, исполняемая в соответствии с манерой эпохи барокко на аутентичных инструментах.
Часть музыкантов «Barrocade» еще и сами строят инструменты для оркестра, являясь специалистами по воссозданию старинных струнных инструментов – виолы да-гамба, виолы д’амур, виолоне, лютни, теорбе, клавесинов и барочной гитары. Кроме того, музыканты «Barrocade» играют на флейтах, скрипке, гобое, трубе. У каждого музыканта этого оркестра свой голос, вернее голос его инструмента, и вместе они создают неповторимое музыкальное звучание, тонкие стилистические нюансы. Оркестр «Barrocade» предложил достаточное смелое видение музыки барокко, свою концепцию, также придуманную сообща. С 2011 года к оркестру присоединилась и вокальная группа «Barrocade-вокал».
«Barrocade» славится среди любителей старинной музыки умением исполнять бассо-континуо (basso continuo) – неотъемлемый атрибут музыки барокко. Бассо-континуо (генерал-бас) – особое искусство, которому специально обучались, и по которому в старину сочинялись теоретические и практические труды. Это искусство было в значительной степени утеряно, но в 20-м веке к нему вернулись, и ныне умение играть бассо континуо – обязательная часть образования музыкантов, специализирующихся в старинной музыке.

Даниэла Скорка – сопрано со специализацией в барочном вокале – постоянная солистка Израильской оперы и рада зарубежных оперных театров. В прежние годы она также сотрудничала с Израильской Оперной Студией «Мейтар», выступала с Израильским Филармоническим оркестром, оркестром «Barrocade», Израильской Камератой, Иерусалимским Симфоническим оркестром и другими израильскими и зарубежными оркестрами. Даниэла Скорка закончила Иерусалимскую музыкальную академию, она – лауреат многих конкурсов и наград.

Алон Харари. Фото © Офер Амир

Алон Харари – контренор, с отличием окончил Музыкальную школу имени Бухмана Мета при Тель-Авивском университете и Израильскую Оперную Студию. Не раз занимал призовые места на различных европейских конкурсах и сотрудничал с известными компаниями звукозаписи. Выступает на многих оперных фестивалях и в оперных театрах: Израильской опере, Национальной опере Литвы, Национальной опере Финляндии, Дортмундском оперном театре, Мюнстерской опере, фестивале Генделя, Оперном фестивале в Макао, Китай. Постоянный участник ансамбля «Baroque Work Hamburg» в Гамбурге в Германии.

Все фотографии предоставлены Израильским Вокальным Ансамблем

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments