karga_golan (karga_golan) wrote in culture_il,
karga_golan
karga_golan
culture_il

Техно-керамический крафт


Словечком «крафт» обозначают поделки, сделанные собственными или, в нынешнем веке, в большинстве случаев чужими руками: колючие варежки, связанные зимними вечерами на ферме в глуши, или ложку, криво-старательно вырезанную из липы. Выставка в музее Эрец-Исраэль в Рамат-Авиве доказывает, что крафт может стать высокотехнологичным, основанным на логике и минимализме. Лаконизм и белый цвет - таковы две основные приметы шестой биеннале керамики в музее Эрец-Исраэль, биеннале глины.  

 

Глина - тяжелое сырье для легких производных, но из нее рождаются фарфор, фаянс, керамика.110 участников выставки добавили к глине свои идеи, впечатления, культурные коды, известные технологии, результаты путешествий и то незримое творческое поле, что соединяет все эти понятия. Получилось из этой богатой смеси нечто однообразно-монотонное, то, что занимает современные умы и то, что, по мнению руководства музея Эрец-Исраэль, привлечет внимание посетителей на несколько месяцев - до середины июня. Вазы, составленные из кусочков-пикселей, гладкие двухголовые фаянсовые пупсы, башенки из кофейных чашек, мятые, как старая газета, чайники, бильярд из солдатиков - все белого, пустого, почти прозрачного цвета и призрачного света.  

Глина - материал живучий, вечный, испортить ее сложно. Легче придать ей форму, раскрасить или обесцветить, провести сквозь бледный набоковский огонь, ввинтить в глину технологические новинки или приторочить к сырому шмату пару электронных клипсов, проводов-диодов, и вот перед нами - выставка. Диву уже не даешься - и не такое видали, а походить-порядить можно, следуя тематическим указателям и объяснениям куратора Шуламит Бауман, обратившейся за помощью при подготовке биеннале к  израильским керамистам, которых в Израиле сотни, а то и тысячи, и объединены они в союзы и ассоциации, проводят семинары и летние школы, выпускают журнал. Ибо глина в Израиле пока есть.

Есть она и в других странах: 110 участников биеннале это подтверждают. Как подтверждают и то, что общим увлечением стала тема соотношения человеческого начала и технического продолжения, гуманитарного и инженерного подходов, отразившихся в современной керамике. Причем не только в готовых изделиях, то есть в результатах - артефактах, но и в самом процессе - и в лепке голыми руками, в умении работать с гончарным кругом или печью для обжига, и в знании новейших технологий, умении применять инновации. Новые технологии работы с глиной привлекают к керамике и новых людей - дизайнеров, архитекторов, художников. Новые средства выражения зависят уже не только от таланта и вдохновения, но и от доступных инструментов, от давления внешнего мира скоростей, внедряющегося даже в такую стылую массу, как глина.  

Интересно, что увидят наши потомки впечатанным в глину? Мы с любопытством разглядываем отпечатки раковин улиток и зубов динозавра, а они увидят на уцелевших черепках 21 века, на закругленных без морщин формах следы чипов, флэшек и умственной деятельности. А пока что скептицизм отражается от блестящих боков кофейников, кокетливо загнутых полей шляпки фарфоровой девушки с автоматом узи и плотных надкрыльев разнообразия ради горчичного цвета таракана.  

Мы же пойдем по выставке своим путем - не по приметам культуры нано-технологий, а по указателям, описывающим темы биеннале. Вот такими: «методы обработки материала и инструментов», «процессы созидания», «гончарное дело - от массовости к индивидуальности». Далее: «реальное и придуманное», «технология в быту», «индустрия и ностальгия по ремеслу и фарфору», «модерн и традиция», «местная площадка», «личное и коллективное», «High Tech, Low Tech». Последнее название ведет к отдельной выставке, собранной куратором Эфрат Фридланд «технической керамике» - для поклонников прогресса, знатоков точных наук, режущих инструментов и изоляторов. Этот раздел биеннале представляет интерес и для тех, кто знает почему, чем и как мы пользуемся, и благодаря чему существует современная промышленность. 

Общие выводы после биеннале: дело не в глине, а во времени и пространстве, к которому современные керамисты адаптировали обжигаемые ценности - керамику, фарфор, фаянс. Творческое видение каждого художника на этой выставке заслуживает внимания, а овации адресуем технологиям.  

Шестая биеннале керамики в Музее Эрец-Исраэль продлится до 16 июня. Часы работы: с воскресенья по среду - с 10:00 до 16:00, в четверг - с 10:00 до 20:00, в пятницу и субботу - с 10:00 до 14:00.

Маша Хинич, tarbut.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments